6 мая 2021 , четверг

In memoriam

In memoriam

Лазурский Александр Федорович, 12.04.1874 - 12.03.1917

Доктор медицинских наук.

Штатный клинический ассистент по психиатрии Женского медицинского института. Руководитель кафедры общей психологии Психоневрологического института.

Член Петербургского общества психиатров и невропатологов.

В 1897 г. окончил Военно-медицинскую академию.

В 1900 г. защитил докторскую диссертацию на тему «О влиянии мышечной работы на мозговое кровообращение».

С 1897 г. работал в клинике Клинике душевных и нервных болезней В.М. Бехтерева, заведовал психологической лабораторией, вел научную и лечебную работу.

С 1897 г. принимал активное участие в работе Петербургского общества психиатров и невропатологов, в 1899 г. был избран его действительным членом.

В 1901-1902 гг. практиковался в психологической лаборатории В. Вундта в Лейпциге, работал в лаборатории экспериментальной психологии Э. Крепелина в Гейдельберге, слушал лекции К. Штумпфа в Берлине.

В 1903-1913 гг. преподавал в Военно-медицинской академии в должности приват-доцента по душевным и нервным болезням, читал курс общей психологии.

В 1903 г. был избран ученым секретарем Русского общества нормальной и патологической психологии.

С 1904 г. сотрудничал с А.П. Нечаевым в его лаборатории экспериментальной педагогической психологии, руководил специальной комиссией этой лаборатории по разработке экспериментальных методов психологии.

В 1907 г. участвовал в создании Психоневрологического института, возглавил его кафедру общей психологии.

С 1913 г. работал штатным клиническим ассистентом по психиатрии Женского медицинского института.

Первоначально областью интересов А.Ф. Лазурского были анатомия и физиология мозга. Первые психологической работы А.Ф. Лазурского появились в 1890-е гг.

Один из основателей отечественной дифференциальной психологии.

А.Ф. Лазурского интересовала задача изучения не отдельных психических процессов, а целостной личности. Разработал характерологию – психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматривавшихся в тесной связи с деятельностью нервных центров. Предметом этой науки, по его мнению, являются индивидуальные особенности составляющих психической организации людей и способы их сочетаний, которые обусловливают разнообразие характеров. Анализ этих различий был проведён А.Ф. Лазурским в отношении понятия «наклонность», введённого им самим. Основой формирования характера А.Ф. Лазурский считал возможность неоднократного повторения у человека какой-либо стороны того или иного психического процесса. Ввел понятия эндопсихики и экзопсихики. Под эндопсихикой понимал внутренние механизмы личности, объединяющие характер, умственную одарённость и темперамент, под экзопсихикой – отношения личности ко внешним объектам и среде в целом (природа, люди, различные социальные группы, наука, искусство, а также внутренняя жизнь индивида).

В своих экспериментальных психологических исследованиях А.Ф. Лазурский стремился к получению данных, характеризующих индивидуальность изучаемых людей. Предложил и широко использовал метод систематического наблюдения, сочетая его со специально подобранными методиками экспериментальной психологии. Вершиной методических изысканий А. Ф. Лазурского является созданный им метод естественного эксперимента, благодаря которому устраняется искусственность лабораторного опыта и значительно возрастает ценность данных наблюдения, поскольку испытуемый не вырывается из привычной для него среды, но становится в то же время в строго запрограммированные и контролируемые условия.

В основу классификации личности А.Ф. Лазурский положил принцип активного приспособления личности к окружающей среде, при этом сохранив прежнее деление на уровни и типы:

  • низший уровень (неприспособленные личности) – люди этого уровня подчиняются влияниям среды и с большим трудом приспосабливаются к её требованиям;
  • средний уровень (приспособленные личности) – к этому уровню относятся люди, основной характеристикой которых является способность к получению образования, а в дальнейшем – к ведению успешной деятельности в условиях любой среды;
  • высший уровень (приспособляющие) – эти люди способны приспосабливать среду к своим запросам, которые обычно превышают круг запросов представителей низших уровней и имеют большое социальное значение[3].

Основные публикации:

  • Современное состояние индивидуальной психологии. 1897
  • Очерк науки о характерах. 1906, 1909, 1917
  • Программа исследования личности. СПб, 1908
  • Школьные характеристики. 1908; 2 изд. СПб, 1913
  • Душевная жизнь детей: Очерки по педагогической психологии. М.: Книгоиздательство «Польза», 1910 (в соавт. с А.П. Нечаевым)
  • Психология общая и экспериментальная психология. 1912; 2-е испр. изд. 1915, 1925
  • К учению о психической активности. М., 1916
  • Естественный эксперимент и его школьное применение: Сборник статей / под ред. А.Ф. Лазурского. П., 1918
  • Классификация личностей. М.: Госиздат, 1922
  • Классификация личностей. Л., 1924
  • Избранные труды по психологии. М.: Наука, 1997

16+
Мобильное приложение

Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004–2021 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение