6 мая 2021 , четверг

In memoriam

In memoriam

Зинченко Петр Иванович, 12.07.1903 - 17.02.1969

Доктор педагогических наук (по психологии), профессор.

Профессор, заведующий кафедрой психологии, руководитель психологической лаборатории Харьковского государственного университета.

Окончил учительскую семинарию, в 1930 г. - Харьковский институт народного образования, в 1933 г. - аспирантуру Украинского научно-исследовательского института педагогики.

В 1935 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «О забывании и воспроизведении школьных знаний», в 1958 г. - докторскую диссертацию на тему «Непроизвольное запоминание».

С 1921 г. работал учителем, затем инспектором школьного образования.

В 1934-1936 гг. работал в Украинском научно-исследовательском институт педагогики.

С 1934 г. преподавал психологию в Харьковском государственном педагогическом институте иностранных языков (до слияния его в 1960 г. с Харьковским государственным университетом), работал на кафедре психологии Харьковского государственного педагогического института.

В 1941-1945 гг. воевал в составе действующей армии.

В 1946 г. организовал и возглавил харьковский филиал Киевского НИИ психологии (до 1949 г. заведовал психологической лабораторией), стал неформальным лидером Харьковской психологической школы.

С 1960 г. - профессор, с 1963 г. заведующий основанной им кафедрой психологии, руководитель психологической лаборатории Харьковского государственного университета.

Теоретически и экспериментально разрабатывал деятельностный подход в психологии памяти, исследуя проблему возрастного развития непроизвольной и произвольной памяти.

В первой половине 1930-х гг. занимался изучением забывания. Рассматривал забывание не как пассивное погружение содержаний памяти, а как работу по их смысловой (семиотической) перешифровке, трансформации.

С середины 1930-х гг. изучал вопросы запоминания, которое рассматривалось и исследовалось на основе идей Л.С. Выготского о психических процессах как активных семиотически опосредствованных действиях и зарождающегося структурно-деятельностного подхода к психическим процессам.

На основе исследований сделал вывод о том, что процесс воспроизведения имеет активный творческий характер, а не является простым припоминанием, всплыванием представлений в том виде, в каком они были запечатлены при обучении, и вывод, имеющий большое практическое педагогическое значение, что повторение должно служить «не только простому закреплению или восстановлению ранее приобретенных знаний, но и качественному их преобразованию».

На основе теории деятельности открыл и исследовал целый ряд мнемических эффектов:

  • эффекты деятельностного опосредствования (эффект глубины (уровня) обработки; эффект активности (выполнение познавательной задачи активными способами приводит к лучшему непроизвольному усвоению материала в сравнении с произвольным запоминанием без достаточной умственной обработки материала));
  • эффекты места материала в структуре деятельности (эффект включенности материала в деятельность; структурно-деятельностные эффекты (материал, составляющий цель действия, запоминается более эффективно, чем тот же материал, относящийся к условиям достижения цели), в том числе эффект генерации (Н. Сламека — П. Графа))
  • эффект совместимости (несовместимости) задач, или эффект интерференции мнемической и когнитивной (познавательной) задач
  • эффект мотивации (мотива)

Практически все исследования, описанные в монографии «Непроизвольное запоминание» (1961), можно отнести к лабораторным экспериментам, так как изучалась деятельность по решению поставленных исследователем задач, искусственных, не включенных в естественный жизненный процесс. П.И. Зинченко рассматривал их только как первый шаг на пути к изучению памяти в реальной деятельности. Возможности осуществлять систематические исследования роли памяти в контексте реальной учебной деятельности появились благодаря организации в 1963 г. при кафедре психологии Харьковского университета на базе школы № 17 лаборатории по изучению проблем памяти и обучения. Эта работа проводилась в тесном сотрудничестве с лабораторией Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова на базе московской школы № 91. С середины 1960-х гг. тематика развивающего обучения стала приоритетной для Харьковской психологической школы.

Педагогическая направленность была одним из важнейших векторов исследований П.И. Зинченко и сделанных на их основе рекомендаций, например, рекомендация различать, выделять и разделять познавательные и мнемические задачи (как учителю, так и ученику), сформулированная на основе эффекта интерференции мнемической и познавательной задач. П.И. Зинченко предлагал уйти от прямолинейного, форсированного «развития» произвольного запоминания, поскольку этот путь оказывается благоприятным лишь для «механического» (примитивно опосредствованного) запоминания, сделав при обучении акцент не на качество заучивания, а на полноту и глубину понимания, то есть на формирование у детей умений и навыков намеренного понимания, мышления. Считал, что наиболее благоприятные и рациональные условия для сознательного и прочного усвоения знаний создаются именно там и тогда, где познавательная задача может быть совмещена с мнемической установкой.

С начала 1960-х гг. к традиционной педагогической ориентации исследований добавилась проблематика инженерно-психологических исследований памяти, которые финансировались оборонной промышленностью.

Основные публикации:

  • Проблема непроизвольного запоминания // Научные записки Харьковского пед. ин-та иностр. языков. 1939. Т. 1. С. 145-187.
  • О забывании и воспроизведении школьных знаний // Научные записки Харьковского пед. ин-та иностр. языков. 1939. Т. 1. С. 189-213.
  • Вопросы психологии памяти // Психологическая наука в СССР. В 2-х тт. Т. 1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 599 с.
  • Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 562 c.
  • Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., 1979. С. 207-216.
  • Проблемы психологии памяти: Сборник статей / Отв. ред. П.И. Зинченко. Харьков: Изд-во Харьк. ун-та, 1969. 127 с.
  • Психология памяти: Материалы конференции / Отв. ред. П.И. Зинченко. Л., 1965. 223 с.
  • Непроизвольное запоминание: избранные психологические труды. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1996. 543 с.

16+
Мобильное приложение

Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004–2021 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение