16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024

Кто есть кто

Елена Сергеевна Белова

Елена Сергеевна Белова

Москва

Кандидат психологических наук.

Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО.

В 1984 г. окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, затем аспирантуру Психологического института РАО.

В 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Диалогическое взаимодействие в процессе решения школьниками мыслительных задач».

С 1989 г. работает в Психологическом институте РАО: младший научный сотрудник лаборатории психологии развития познавательных процессов в обучении, с 1992 г. - старший научный сотрудник лаборатории психологии одарённости, с 2015 г. - ведущий научный сотрудник.

Научные интересы:

  • возрастная психология
  • педагогическая психология
  • психология одаренности.

Разработала оригинальные «диалогические» методики лабораторного исследования мышления, позволившие получить новые данные о возрастных особенностях диалогической структуры мышления школьников разного возраста.

Проводила лонгитюдные экспериментальные исследования одаренности детей дошкольного возраста.

На основе разработанной авторской методики поддержки детской одарённости с 1992 года проводит консультативную работу с родителями и педагогами по вопросам раскрытия и развития дарований детей дошкольного возраста.

Гранты:

  • грант РГНФ № 01-06-00140а «Исследование интеллектуальных и творческих компонентов в структуре одаренности детей дошкольного возраста» (2001-2003). Руководитель.
  • грант РГНФ 04-06-00398а «Особенности эмоционально-личностного развития дошкольников с высоким творческим потенциалом» (2004-2006). Руководитель.
  • грант РГНФ № 08-06-00371а «Социальное и эмоциональное развитие детей с высокими интеллектуальными способностями в условиях применения новых технологий обучения» (2008-2010). Исполнитель.
  • грант РГНФ № 09-06-00588а «Структурные компоненты самосознания и особенности развития общения у дошкольников с высоким творческим потенциалом» (2009-2010). Руководитель.
  • грант РГНФ № 11-06-00640а «Лонгитюдное исследование одарённых дошкольников с трудностями речевого развития» (2011-2013). Руководитель.
  • грант РГНФ № 11-06-00648а «Исследование возрастных и индивидуально-типических особенностей одарённых детей с разным профилем интеллектуальных и творческих способностей» (2011-2013). Исполнитель.
  • грант РГНФ № 14-06-00741а «Трудности развития одаренных детей дошкольного возраста: особенности проявления, условия преодоления» (2014-2016). Руководитель.
  • грант РГНФ № 14-06-00564а «Роль я-концепции в реализации разных видов одаренности детей и подростков» (2014-2016). Исполнитель.
  • Грант РФФИ № 18-013-00976а «Роль современной микросреды в раскрытии одаренности у детей дошкольного возраста» (2018-2020). Руководитель.

Основные публикации: более 90 работ, в том числе

  • Развитие диалога в процессе решения школьниками мыслительных задач // Вопросы психологии. 1991. №2. С. 148-153.
  • Одаренные дети // Дошкольное воспитание. 1991. №4. С. 69-75. №5. С. 75-78.
  • Одаренные люди в детстве // Дошкольное воспитание. 1996. №9. С. 109-115. №10. С. 78-87.
  • Experimental study of intellectual and creative development of preschool-age children // Journal of Russian and East European Psychology. 1996.V. 34. № 4. P. 39-47.
  • Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей. 3-е издание. М.: МПСИ: Флинта, 2004. 140 с.
  • Эмоциональные компоненты творческих решений одаренных дошкольников // Одаренный ребенок. 2006. №1. С. 48-57.
  • Эмоционально-личностное развитие одаренных детей 5-6 лет // Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Отв. ред. Л.Е.Курнешова. М.: Центр «Школьная книга». 2007. С. 172-177.
  • Особенности эмоционально-личностного развития дошкольников с высоким творческим потенциалом // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. Т. 1. №1. С. 45-55 (в соавт. с Е.Н. Задориной, Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой).
  • Особенности диагностики творческого мышления у дошкольников // Психологическая диагностика. 2008. №3. С. 81-94.
  • Исследование структурных компонентов одарённости и условий её развития в младшем дошкольном возрасте //Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. Т. 2. №3. С. 58-68.
  • Гендерные особенности наглядно-образного мышления детей 5-6 лет с разным уровнем одаренности // Психолог в детском саду. 2010. №4. С. 54-70.
  • Особенности общения и эмоционально-личностного развития дошкольников с высоким творческим потенциалом // Вопросы психологии. 2010. №6. С. 14-23 (в соавт. с Е.И. Щеблановой).
  • Социально-психологические особенности дошкольников с высокими интеллектуальными способностями // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. Т. 3. №4. С. 20-30.
  • Психологические особенности одарённых детей дошкольного возраста // Материалы Челпановских чтений - 2010: Т. 1. СПб: Нестор-История, 2011. С. 60-70.
  • Социометрический статус и особенности общения дошкольников с высоким творческим потенциалом // Психологические исследования. 2011. № 2(16). (в соавт. с Е.И. Щеблановой).
  • Исследование одаренных дошкольников с трудностями в развитии речи // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Т. 5. №3. С. 5-16
  • Условия семейного воспитания, способствующего раскрытию одаренности дошкольников с трудностями речевого развития // Образование и развитие одарённой личности. Киев: Институт одаренного ребёнка НАПН Украины. 2013. №5. С. 24-27.
  • Особенности мотивационных предпочтений у одаренных детей 5-6 лет // Вестник международных научных конференций. № 2(2). М.: Коллоквиум, 2014. C. 45-48.
  • Classification of the development difficulties of gifted preschool children// International Scientific Review № 2(12) / International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education: X International Science Conference (Boston, USA, 7-8 February, 2016). P. 308-311.
  • Диалогический подход Т.А. Флоренской и практика консультирования по проблемам детской одаренности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 87-101.
  • Психологические аспекты образовательной среды, способствующей раскрытию одаренности детей на начальном этапе школьного обучения // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2018. №1. С. 13-18.
  • Семейная микросреда в восприятии одаренных детей дошкольного возраста // Теоретическая и экспериментальная психология . 2018. Т. 11. №4. С. 62-74.
  • Вариативность проявлений одаренности в старшем дошкольном возрасте // Образовательный вестник «Сознание». 2019. Т. 21. №12. С. 17-22.
  • Детско-родительские отношения в семье с одаренным дошкольником // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019. Т. 12. №4. С. 79-91.
  • Young gifted children and microenvironment of their development //Journal of International Scientific Publications: Language, Individual & Society. V. 13. P. 117-123.
  • Мотивационные аспекты в развитии дошкольников с высоким творческим потенциалом // Образовательный вестник «Сознание». 2020. Т. 22. №12. С. 28-33.
  • Роль межпоколенческих отношений в раскрытии детской одаренности // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике / Под ред. Л.М. Митиной. М.: ПИ РАО, 2020. С. 138-141.
  • Features Of Giftedness Manifestation In Preschool Children // Psychology of Personality: Real and Virtual Context/ The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences - EpSBS / Edited by: T. Martsinkovskaya & V. Orestova. 94. P. 95-102.
  • Gifted child and microenvironment of kindergarten //Journal of International Scientific Publications: Language, Individual & Society. V. 14. P. 32-38.
  • Parents And Gifted Preschooler: The Specifics Of Relationship // Psychology of Personality: Real and Virtual Context/ The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences - EpSBS / Edited by: T. Martsinkovskaya & V. Orestova. 94. P. 103-111.
  • Образовательная микросреда как условие развития одаренности в старшем дошкольном возрасте // Образовательный вестник «Сознание». 2021. Т. 23. №1. С. 4-11. (в соавт. с Н.Б.Шумаковой)
  • The problem of self-perception in gifted children in the context of psychology of sustainable development // International Scientific Forum on Sustainable Development and Innovation (WFSDI 2021) / E3S Web of Conferences. V. 295, id. 05008.

Награды:

  • Медаль им. Г.И.Челпанова (II степени) «За вклад в развитие психологической науки» (2014).
  • Благодарность Российской академии образования за многолетнюю высококвалифицированную научную деятельность в области психологии (2011).
  • Почётные грамоты за вклад в развитие психологической науки и в связи с 90-летием, 95-летием Психологического института РАО (2007, 2012).

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»