16+
Выходит с 1995 года
19 апреля 2024

Кто есть кто

Алексей Сергеевич Обухов

Алексей Сергеевич Обухов

Москва

Кандидат психологических наук, доцент.

Профессор кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета. Ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования, доцент департамента образовательных программ Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Научный руководитель проекта «Лаборатория проектной и исследовательской деятельности» НИУ ВШЭ. Научный руководитель психологической службы и методист по экспериментальной работе лицея №1553 «Лицей на Донской». Научный руководитель и руководитель тьюторской службы ЧОУ «Хорошевская школа». Научный руководитель MILSET Vostok – отделения международной организации по поддержке научно-технического творчества молодежи, научной руководитель Международной исследовательской школы (IRS).

Соучредитель и член Центрального совета Президиума Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь», член Комиссии по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского при Президиуме РАН.

Главный редактор журнала «Исследователь / Researcher». Член редакционных коллегий журналов «Преподаватель. XXI век», «Новые российские гуманитарные исследования», «Школьные технологии», «Исследовательская работа школьников», «Санат» (Казахстан).

Член Совета Московского психологического общества. Член Российского психологического общества. Член Федерации психологов образования России, сопредседатель секций «Психология развития личности», «Психология исследовательского образования», член экспертных комиссий «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» и «Психолого-педагогическое образование». Член Союза журналистов Москвы.

В 1998 г. окончил факультет педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета по специальности «Социальная педагогика с дополнительной специальностью психология». Дополнительно, за время студенческих лет, учился в «Школе жизни» Ш.А. Амонашвили. В 2001 г. окончил аспирантуру кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ. В период аспирантуры дополнительно обучался эволюционной психологии. В 2004-2007 гг. - докторант кафедры психологии развития МПГУ.

В 2001 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности личности в условиях традиционной преемственности русской деревни (на материале анализа этнического самосознания трех поколений жителей деревень Русского Севера)».

В 1990-2013 гг. - педагог дополнительного образования, методист Дома научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества.

С 1991 г. стоял у истоков основания и участвовал в становлении развитии экспериментальной школы «Донская гимназия» (основана в 1991 году) – ныне одна из лучших школ Москвы и России – лицей №1553 «Лицей на Донской». В 1995-2003 гг. - заместитель директора по социокультурной сфере и экспериментальной деятельности. Ведет в лицее исследовательскую специализацию «Социокультурная психология и антропология». Методист, педагог дополнительного образования. Научный руководитель психологической службы и методист по экспериментальной работе.

В 2000-2011 гг. – заместитель главного редактор журнала «Развитие личности».

С 2001 г. работает в Московском педагогическом государственном университете: доцент, заместитель заведующего по науке кафедры психологии развития, заместитель декана по научной работе факультета педагогики и психологии МПГУ; в 2010-2014 гг. - профессор, организатор и заведующий кафедрой психологии образования факультета педагогики и психологии; в 2012-2014 гг. – руководитель Научно-образовательного центра «Психологическое сопровождение образования» МПГУ; в 2014-2017 гг. - организатор и заведующий кафедрой психологической антропологии Института детства МПГУ, с 2017 г. - профессор кафедры.

В 2001-2017 гг. – координатор секции «Развитие личности» РПО.

В 2002 г. создал и стал главным редактором журнала «Исследовательская работа школьников», реорганизованного с 2009 г. в журнал «Исследователь/Researcher».

В 2010-2011 гг. - член Координационного совета при Правительстве Москвы по поддержке работы с одаренными детьми в городе Москве.

С 2017 г. работает в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики».

С 2017 г. - научный руководитель службы сопровождения и тьюторской службы ЧОУ «Хорошевская школа».

В 2018-2019 гг. - научный консультант по созданию системы школьного самоуправления ЧОУ «Летово».

С 2018 г. - научный руководитель Исследовательского центра «Точка варения» в парке «Усадьба Трубецких в Хамовниках» на базе Колледжа 26 КАДР.

В 2019 г. - методолог проекта «Город открытий» Комитета по туризму города Москвы.

Основные научные и практические интересы:

  • психология человека
  • возрастная психология
  • психология развития
  • психология образования
  • психология исследовательской деятельности
  • психологическая антропология
  • социокультурная психология и антропология
  • этнопсихология
  • историческая психология
  • нарративная психология
  • исследования психологии человек в контексте культуры (как культура во всей истории человечества в целом, так и культура отдельного народа; как культура локальной общности, так и культура отдельной семьи)

Круг исследовательских вопросов. Как взаимосвязан образ мысли с образом жизни? Особенности проявления и репрезентации самосознания человека во взаимосвязи с социокультурной средой развития и бытия. Как человеку представлен этот мир и как он с ним, исходя из своего мировоззрения, взаимодействует? Как человек меняется во времени - времени своей жизни, в своей памяти о себе в прошлом, в своих планах на будущее, в истории своего рода и народа?

Соавтор концепции развития исследовательского подхода в образовании. Руководит научной группой по социокультурной психологии и антропологии. Ежегодно организует экспедиционные выезды в различные этнические регионы России (Алтай, Бурятия, Башкирия, Карелия, Русский Север, Северный Кавказ и др.) и за рубеж (Армения, Мексика, Молдавия, Турция и др.) с участием лицеистов и студентов. Ряд научно-исследовательских экспедиций провел в рамках международных проектов совместно с коллегами из Института географии РАН и Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН.

Осуществляет научно-методическое руководство экспериментальной деятельностью в системе Департамента образования г. Москвы по развитию проектной и исследовательской деятельности учащихся; инициатор многих всероссийских и международных программ и проектов по развитию исследовательского подхода в образовании.

Гранты:

  • Грант РГНФ «Становление субъектной позиции учащихся в учебно-исследовательской деятельности» (06-06-00367а).
  • НИР «Исследование дидактических подходов к формированию инновационных исследовательских технологий в системе общего среднего и высшего педагогического образования» в рамках задания № 2014/119 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки РФ, 2014 – 2016.
  • ГК «Обеспечение методической и педагогической поддержки русских школ в странах СНГ путем организации совершенствования компетенции учителей русского языка» Россотрудничества, 2016.
  • ГК «Обеспечение методической и педагогической поддержки русских школ в странах СНГ путем организации совершенствования компетенции учителей-предметников» Россотрудничества, 2016.
  • Проект по субсидии Департамента образования городам Москвы по приоритетному направлению №16 «Разработка типовых модулей по научно-практическому образованию для образовательной программы общеобразовательных учреждений (5 модулей для образовательных учреждений, работающих по программам лицейского, гимназического образования)», 2013 год.

По приглашению ректора МПГУ академика А.Л. Семенова с 2014 г. вместе с Е.И. Булин-Соколовой, С.А. Ловягиным, К. Бренан, В. Фтенакисом участвует в модернизации педагогического образования на основе субъектно-деятельностного подхода, подразумевающего погружение студентов в непрерывную педагогического практику с рефлексивным анализом своих психолого-педагогических наблюдений, проб и действий, а также выведения студента на субъектную позицию по отношению к своему профессиональному развитию, профессиональным и жизненным выборам.

Инициатор и соруководитель первой в стране магистерской программы по визуальной антропологии детства. Соавтор первой в стране магистерской программы по STEM-образованию.

Читает курсы:

  • Погружение в новую педагогику
  • Введение в исследовательскую деятельность
  • Психолого-педагогическая антропология (для факультета начального образования)
  • Педагогика и психология (для дефектологического факультета)
  • Социокультурная психология и антропология детства
  • Психология возрастных субкультур

Конференции:

  • сопредседатель оргкомитета регулярной Общероссийской научно-практической конференции с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве»
  • председатель оргкомитета ежегодной Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики и социокультурной антропологии (2005-2014)
  • координатор конкурсной комиссии Смотра-конкурса проектов образовательных учреждений – участников движения «Москва на пути к культуре мира» (2002-2011)
  • член оргкомитета Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся, посвященного 175-летию Д.И. Менделеева
  • член оргкомитете Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок»
  • член оргкомитета, руководитель научной программы Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского
  • председатель большого жюри Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь»
  • председатель оргкомитета Межвузовской конференции молодых ученых «От детства к взрослости: вариации нормы и особенности развития» (2015-2017)

Основные публикации: более 400 работ, в том числе

  • Психология личности в контексте реалий традиционной культуры. - М., 2005
  • Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М., 2006, 2015
  • Психология: учебник для бакалавров. -– М., 2013, 2015 (в соавторстве)
  • Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для бакалавров. - М., 2014 (в соавторстве)
  • Введение в профессию: психолог образования. – М.: Юрайт, 2014, 2016, 2022 (в соавторстве)
  • Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2015, 2016, 2017 (в соавторстве)
  • Психология: учебник и практикум для СПО. - М.: Юрайт, 2016 (в соавторстве)
  • Психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016 (в соавторстве)
  • Проектная и исследовательская деятельность в старшей школе: сборник программ дополнительного образования детей. - М.: Национальный книжный центр, 2015
  • Топос. Краеведение. - М.: ФГБОУ ДО ФЦДЮКиТ, 2019 (в соавторстве)
  • Топос. Типовая модель создания новых мест для детского дополнительного образования туристско-краеведческой направленности. - М.: ФГБОУ ДО ФЦДЮКиТ, 2020 (в соавторстве)
  • Какой мы ее помним, или Она живет в наших сердцах. - М.: Генезис, 2021 (в соавторстве).
  • Практические задания в области STEM-образования: Сборник в трех томах / Сост.: А.С. Обухов. - М.: Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2022
  • 30 лет Всероссийских юношеских Чтений имени В.И. Вернадского: взгляд от истоков в будущее. - М.: Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2023 (в соавторстве)
  • Майнор «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху»: развитие педагогических компетенций у студентов непедагогических направлений подготовки: учеб.-метод. пособие. - М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023 (в соавторстве)

Под редакцией А.С. Обухова издано более 30 книг и сборников, в том числе

  • Академик А.М. Обухов: жизнь в науке. - М., 2001
  • Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М., 2001
  • Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. - М., 2005
  • Исследовательская деятельность учащихся: Научно-методический сборник в двух томах. - М., 2007
  • Исследовательский подход в образовании: от теории к практике: Научно-методический сборник в двух томах. - М., 2009
  • Исследовательская деятельность учащихся от детского сада до вуза: Научно-методический сборник в двух томах. - М., 2010
  • Ребенок в истории и культуре. - М., 2010
  • Исследовательский подход в образовании: проблема подготовки педагога: Научно-методический сборник в двух томах. - М., 2012
  • От детства к взрослости: вариации нормы и особенности развития: сборник докладов II Межвузовской конференции молодых ученых. - М., 2017
  • Научно-практическое образование, исследовательское обучение, STEAM-образование: новые типы образовательных ситуаций: сборник докладов IX Международной научно-практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве». - М., 2018
  • Исследовательская и проектная деятельность учащихся: программы и методические разработки естественно-научной направленности. - М., 2018
  • Организация и управление исследовательской и проектной деятельностью учащихся: сборник программ и методических разработок. М., 2018
  • Развитие личностных потенциалов и универсальных способностей учащихся в исследовательской и проектной деятельности. - М., 2018
  • Подготовка педагога к деятельностной практике обучения: готовить и переподготавливать. - М., 2018
  • Исследовательская и проектная деятельность дошкольников и младших школьников: опыт воспитателей и учителей. - М., 2018
  • Научные общества учащихся, профессионализация и социализация: социальная сущность научного образования. - М., 2018
  • Исследовательская и проектная деятельность учащихся: программы и методические разработки гуманитарной направленности. - М., 2018
  • Исследовать и проектировать: на уроке и за его пределами. - М., 2018
  • Окружающий мир: введение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность естественно-научной направленности. - М., 2018
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»