16+
Выходит с 1995 года
15 октября 2024

Кто есть кто

Александр Григорьевич Асмолов

Александр Григорьевич Асмолов

Москва

Психолог, политик, публицист. Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Заслуженный профессор Московского государственного университета. Заслуженный работник высшей школы РФ. Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (2018–2022).

Заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Директор Школы антропологии будущего Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Научный руководитель Московского института психоанализа. Председатель диссертационного совета МГУ.19.04. Председатель Экспертно-стратегического совета и научный руководитель Благотворительного фонда «Вклад в будущее».

Член Президентского совета Российского психологического общества, руководитель секции психологии личности РПО. Член Президиума Федерации психологов образования России. Член Международного общества культурно-деятельностных исследований ISCAR. Член Союза писателей Москвы, член Союза журналистов России. Главный редактор журнала «Образовательная политика», член редколлегий и редсоветов журналов: «Вопросы психологии», «Мир психологии», «Психологические исследования», «Культурно-историческая психология», «Вопросы образования», «Учительской газеты».  Председатель Экспертного совета Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности.

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2005-2028) и Большого Жюри (выбор победителей по итогам 2004-2023).

Учился в Московском областном педагогическом институте им. Н.К. Крупской (1966–1968). Окончил факультет психологии МГУ в 1972 г.

В 1976 г. А.Г. Асмолов защитил кандидатскую диссертацию на тему «О месте установки в структуре деятельности» под руководством А.Н. Леонтьева, а в 1996 г. — докторскую диссертацию «Историко-эволюционный подход к психологии личности».

Старший лаборант, ассистент кафедры общей психологии (1972–1981), доцент кафедры общей психологии (1981–1988), профессор кафедры общей психологии (с 1992 г.), заведующий кафедрой психологии личности (с 1998 г.) факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Организатор и директор Федерального института развития образования Минобрнауки России (2009–2018). Главный психолог, главный психолог-советник председателя Государственного комитета СССР по народному образованию (1988–1992 гг.); зам. министра образования России (1992–1996), зам. министра общего и профессионального образования РФ; вице-президент Общества психологов СССР при АН СССР (с 1989 г.); член президиума Российского психологического общества (1996–2022), вице-президент РПО, член-корр. (с 1995 г.), академик (с 2008 г.) Российской академии образования. Член Общественного совета Российского еврейского конгресса. Главный редактор журнала «Педология» (1999–2004). Заведовал лабораторией Центра психологии и педагогики толерантности Института стратегических исследований в образовании РАО. Научный руководитель ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления». Профессор-исследователь департамента психологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Председатель диссертационного совета МГУ. В разные годы был председателем специализированного совета по защите докторских диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии» факультета психологии МГУ, заместителем председателя Экспертного совета по психологии и педагогики ВАК, членом Научно-координационного совета Министерства образования и науки РФ, членом президиума по психологии УМО по классическому университетскому образованию, сопредседателем жюри Всероссийского конкурса «Успешная школа», главным редактором журнала «Век толерантности».

Область научных интересов: общая психология, психология личности, историческая психология и этнопсихология.

А.Г. Асмолов – ученик классиков психологии А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурии. В своих исследованиях развивает идеи культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и неклассической биологии активности Н.А. Бернштейна. Является основателем методологии системно-деятельностного подхода и историко-эволюционного анализа развития личности; их реализации в стратегии персонализации и социокультурной модернизации образования, а также в культурных практиках вариативного образования; когнитивной психологии активности.

Научные и педагогические труды А.Г. Асмолова способствовали выделению психологии личности как самостоятельной дисциплины в современной психологии. Вошедшие в хрестоматии, учебники, энциклопедии и словари представления об иерархической уровневой природе установок как механизмов регуляции поведения личности, о бессознательном, о смысловых образованиях как структурных единицах личности и историко-эволюционном подходе к развитию личности стимулировали фундаментальные исследования нового поколения ученых.

В докторской диссертации А.Г. Асмолова реализован комплексный междисциплинарный подход к психологии личности, соединяющий биогенетическую, социогенетическую и персоногенетическую ориентацию на базе межкультурного взаимодействия. Представлена оригинальная концепция личности, реализующая общесистемные принципы анализа человека, подчеркивающая роль культуры, историко-эволюционный смысл деятельности личности, ее предадаптивной, неадаптивной и адаптивной активности. Выделены универсальные закономерности развития личности в биогенезе, социогенезе и персоногенезе, выступающие в качестве основы понимания эволюционного смысла возникновения различных индивидных свойств человека и проявлений индивидуальности в эволюции природы и общества (принцип роста вариативности элементов системы как критерий прогрессивной эволюции; принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению как условие развития эволюционирующих систем, обеспечивающее их адаптацию и изменчивость, принцип возникновения избыточных преадаптивных элементов эволюционирующих систем, способных обеспечить резерв их вариативности в неопределенных критических ситуациях и др.). Данные принципы позволили раскрыть специфику эволюции в социальной истории человечества и эвристичность использования в психологии личности представлений об особом «рассеивающем отборе».

На основе методологии системно-деятельностного подхода с 1988 по 2008 г. А.Г. Асмоловым были разработаны и внедрены проекты, концепции и программы, оказавшие влияние на развитие системы образования РФ и формирование установок толерантности в современном обществе:

  • организация службы практической психологии образования в СССР и России; разработка программы подготовки кадров по новому направлению «практическая психология образования»;
  • разработка и реализация государственных программ «Творческая одаренность», «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития», «Социально-правовая и психолого-медико-педагогическая служба помощи детям и подросткам», «Дети Чернобыля: социально-психологические и медико-педагогические аспекты»;
  • участие в восстановлении репрессированной в 1936 г. педологии — комплексной науки о диагностике и поддержке индивидуального развития ребенка;
  • создание концепции вариативного образования как основы проектирования образования, обеспечивающего компетентный выбор человеком индивидуальных образовательных траекторий и самореализацию личности; внедрение стратегии и принципов вариативности в систему образования РФ;
  • разработка, организация и осуществление научного руководства федеральной целевой программой «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001–2005), а также разработка проектов по толерантности в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования» (с 2005 г. по настоящее время).

А.Г. Асмолов прогнозирует появление научных дисциплин, рассматривающих психологию как конструктивную науку, выступающую фактором эволюции общества. В ходе своей профессиональной и общественной деятельности он способствовал развитию следующих направлений науки, образования и социальной практики:

  • разработка и формирование в общественном сознании установок межкультурного диалога, миролюбия, толерантности, профилактики межнациональных и межличностных конфликтов;
  • разработка принципов историко-эволюционного подхода и представлений о взаимопомощи, кооперации в ходе процесса эволюции как методологии анализа закономерностей биологической эволюции, социальной истории и индивидуального развития человека в социальных и поведенческих науках;
  • психология личности как самостоятельное направление человекознания и образовательной дисциплины в университетах России;

А.Г. Асмоловым разработана концепция уровневой природы установок личности как механизмов стабилизации поведения, дана классификация неосознаваемых психических явлений, смысловая концепция индивидуальности.

В 2007 г. под руководством А.Г. Асмолова была разработана и реализована первая в России инновационная программа по психологии переговоров и разрешению конфликтов.

Обоснована парадигма развивающего вариативного образования, способствовавшая изменению социального статуса психологии в сфере образования России, а также общей гуманизации образования.

В контексте разработанной по поручению Президента РФ федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» А.Г. Асмоловым развиваются представления о толерантности как цивилизационной норме, обеспечивающей возможность межкультурного диалога и согласия между различными народами, религиями и мировоззрениями.

А.Г. Асмолов неоднократно выступал в составе государственных и общественных делегаций с докладами, посвященными формированию политики и идеологии миролюбия, веротерпимости и толерантности на конференциях, симпозиумах и семинарах по линии ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, ЮНИСЕФ, Института Европы в Стокгольме, Страсбурге, Вене, Женеве, Варшаве, Париже, Вашингтоне, Сеуле и Токио.

Автор более 500 работ, изданных в России и за рубежом, по методологии и теории эволюции сложных систем, культурно-исторической психологии, психоистории, политической психологии, этологии, психофизике, нейрокогнитивной науке, психологии личности, психологии переговоров и конфликтов, практической психологии образования, а также по проблемам межкультурного диалога, толерантности и профилактики агрессивного поведения.

Автор и соавтор, редактор монографий «Деятельность и установка» (1979), «Культурно-историческая психология и конструирование миров» (1996), «По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии» (2002); учебников «Психология личности: культурно-историческое понимание человека» (5 изданий – с 1990 г. по 2019 г.), «Психология образования» (2-е издание в 2019 г.), «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» (2012, 2015), «Педагогика достоинства: идеология дошкольного и дополнительного образования» (2017), «Преадаптация к неопределенности непредсказуемые маршруты эволюции» (2018), «Mobilis in mobile: личность в эпоху перемен» (2018), «Vygotsky Today: On the Verge of Non-classical Psychology» (1998) и др.

А.Г. Асмолов большое внимание уделяет популяризации идей человековедения, культуры достоинства, мотивации саморазвития человека, преадаптивной природы шутов и «гадких утят» в потоках изменений, эволюционной футорологии в различных авторских циклах передач на радио и телевидении, в публикациях в СМИ и в интернете.

Его метафоры «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»; «Изменяй себя, не изменяя себе», о «Коде непредсказуемости как символе поведения человека» с пристрастием обсуждаются теми, кого волнуют загадки поведения изменяющейся личности в изменяющимся мире.

Награды:

  • Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (2005)
  • Орден Дружбы
  • Почетные значки Гособразования СССР, Минобразования Российской Федерации.
  • Медаль Л.С. Выготского РАО
  • Медаль К. Д. Ушинского за заслуги в области педагогических наук
  • Золотая медаль «За достижения в науке» РАО
  • Лауреат Национального психологического конкурса «Золотая Психея» в номинациях «Личность года в психологической науке» (2004) и «Личность года в российской психологии» (2011)
  • Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2010) за создание цикла трудов «Формирование установок толерантного поведения и профилактика рисков ксенофобии в системе общего образования»
  • Профессор года 2018 в номинации «Психологические науки»
Статьи и интервью в «Психологической газете»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Упоминания в проектах Национального конкурса «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения
  • Александра Александровна Гайворонская

    Александр Григорьевич! С днем рождения! С Вашей полифоничностью, метафоричностью...мир становится добрее!

  • Юлия Львовна Рогозина

    Александр Григорьевич, поздравляю Вас! Ваши статьи и выступления - как глоток свежего воздуха, спасибо Вам. Крепчайшего здоровья, сил, энергии и вдохновения для всего, что хочется сделать!

  • Анна Сергеевна Губанова

    Дорогой Александр Григорьевич! От всей души желаю Вам успехов в воплощении всех самых важных замыслов! Пусть неопределенное будущее приносит в каждый конкретный момент настоящего радость творчества и вдохновение для новых свершений!

  • Игорь Александрович Барышев

    Дорогой Александр Григорьевич, как же вы однако юны)
    А ведь четверть века уже прошло с тех пор, как вас, замминистра и блестящего публициста - ну и гордясь тем, что дипломы cum lauda нам дала одна alma mater, я зазвал на Эхо, на Никольскую - и замминистра прибыл, а ведь и лифта не было на Никольской! Но вы и теперь без него можете) Помню, интервью было о неизменном с тех пор кандидате в Президенты (вот и В.Н.Болотов им неизменно интересуется: если сам упустит Вас поздравить - мысленно вместе)). И звукооператор вылизывал запись до блеска, потому что полагал - такой текст надо давать во всем его великолепии.
    За много лет я смог оценить и Ваш научный шик, и хватку психолога, и вклад в гражданское общество - глобальный в глобальное.
    НО это всё Вы -для других: что же для Вас? Будьте здоровы счастливы среди любящих, да вы уже) Но если чего недостает - обращайтесь)

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»