16+
Выходит с 1995 года
16 апреля 2024
О вреде работы в одном кабинете начальника и подчинённого

Успех любой компании во многом зависит от ее человеческого капитала. Не секрет, что одним из важнейших элементов мотивации сотрудников является комфорт офисного пространства. Особенно этот тезис актуален в организациях, где штатная структура состоит из некоторого количества отделов. Сотрудникам в процессе работы приходится  много общаться и обмениваться информацией. И эффективность работы напрямую зависит от того, насколько комфортно служащие чувствуют себя на рабочем месте.

Оптимальная организация рабочего места и ощущение комфорта в офисе зависят не только от эргономических параметров. Хочу рассмотреть ситуацию, когда начальник и подчинённый сидят в одной комнате при кабинетной системе планировки помещений. И как, при прочих благоприятных условиях (хорошее освещение, удобная мебель, наличие кондиционера и т.п.), это отражается на психологическом состоянии обоих.

При очевидных плюсах (оперативность передачи информации, контроль, прозрачность действий) есть и немалый перечень минусов. Неуверенный в себе подчинённый сначала подумает, прежде чем в очередной раз встанет из-за своего стола. Зачастую происходит отвлечение сотрудника  от задач, которые он  себе запланировал (работник рассчитал примерное время на их выполнение, но от начальника периодически поступают команды приоритетной важности). От этого и возникает у сотрудника эмоциональное напряжение, которое впоследствии очень плавно перетекает в недовольство, повышение критичности к руководителю.

А вот если задачи поступают последовательно (например, на планерках раз в неделю), сотрудник может самостоятельно организовывать свою деятельность и тем самым повышать ее эффективность.

Начальник и подчиненный изначально находятся в неравном положении. Поступая на работу, человек соглашается на определенную роль, а именно - на роль подчиненного. Внутренне он может соглашаться или не соглашаться со своей ролью в конкретной организации, но он обязан хорошо ее исполнять. Суть отношений «начальник – подчиненный» была подмечена ещё Петром I, когда он издал указ, гласивший: «Подчиненный перед начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство». Сейчас это положение воспринимается как гротеск, но определённая мудрость в нём есть.

Обращусь к Берну и его трансактному анализу. Общение между коллегами – сотрудниками отдела, чаще всего, общение двух Взрослых. Это честные простые трансакции, которые обычно имеют место при продуктивной работе. По линии В-В (Взрослый – Взрослый) мы обмениваемся информацией. Такую трансакцию можно назвать параллельной. Здесь конфликта нет. По линии В-В мы работаем, по линии Д-Д  (Дитя – Дитя) любим, развлекаемся, по линии Р-Р (Родитель – Родитель) сплетничаем. Данные трансакции протекают так, что в психологическом отношении партнеры равны друг другу. Это трансакции психологического равноправия, и пока трансакции параллельны, процесс общения будет протекать гладко и долго.

А общение начальника и подчинённого – это чаще всего общение по линии Р-Д   (Родитель – Дитя) - возникает в ситуации опеки, подавления, заботы. Непараллельное общение, отсюда – поздно или рано классический конфликт. Это трансакции психологического неравноправия, начальник «тиранит» подчиненного. И обязательно наступит момент, когда кто-то не выдержит тирании, и эти отношения закончатся разрывом.

Удерживаются эти отношения существующими связями по линии В-В, и закончатся они тогда, когда отношения В-В себя исчерпают, т.е. разрыв произойдет тогда, когда подчиненный получит высокую квалификацию или материальные блага. Вот почему многие работники увольняются, как только заканчивают одновременное с работой обучение, переезжают на другую квартиру или свершается что-то ещё, ради чего они преодолевали напряжение, и что является компенсацией за этот некомфортный период в их жизни.

Если отношения и после этого сохраняются, то непременно развивается конфликт, начинается борьба. Как на неуравновешенных весах, тот, кто был внизу, будет стремиться подняться наверх и опустить вниз того, кто был наверху. В крайних своих выражениях отношения Р-Д — это рабско-тиранические отношения.

Когда одна из сторон забывает о необходимости играть определенную роль (постоянно играть роль невозможно), между ними возникают неформальные отношения, амплуа меняются, происходит расшатывание каркаса субординации, и всё это - прямой путь к конфликту. Иногда люди не отдают себе отчета в том, что занимаются манипулированием, иногда делают это сознательно, и может получиться так, что роли поменяются, и исполнителем станет руководитель, а контролирующим – подчиненный (пресловутые «обезьяны на шее»).

В основе манипуляций всегда лежит использование слабостей собеседника. Никто не желает показаться трусом, нерешительным, жадным, неумным. Наоборот, каждый желает выглядеть достойно, быть великодушным, оказывать покровительство, значимость, хорошо выглядеть, получить похвалу и т. д.

Если подчинённый – зрелая, грамотная личность и  при этом старается не нарушать правила игры, не выходить за рамки своей роли, он вынужден делать над собой постоянное усилие, чтобы соответствовать роли, контролировать рамки амплуа, что неминуемо заканчивается стрессом. По природе своей человеку свойственно контролировать других людей, но сам он не терпит постоянного контроля над собой.

Рабочее место для человека – его плацдарм, инструмент, средство для работы. Но это ещё и – тыл, место, где работник может собраться с мыслями, спокойно поразмышлять, проанализировать, сгруппироваться для очередного прыжка. Снять маску, наконец. А работа рядом даже с самым демократичным руководителем создает ряд затруднений и повышает внутреннюю нервозность. Замечено, что те, кто сидит в одном кабинете с начальником, быстрее стараются найти другое рабочее место, увольняются, переходят в другое учреждение. Особенно самые  талантливые и добросовестные работники, так как они сами себя контролируют, двойной контроль для них уже перебор. И если на новом рабочем месте они избавлены от постоянного начальничьего всевидящего ока,  то восклицают: «Никто не стоит над душой (за спиной, и т.п.)!»

Неравное соседство сказывается неблагоприятно не только на подчинённом. Страдает и  психическое состояние начальника. Если у руководителя нет уединенного места, это может привести к неприятностям, поскольку около него могут существовать группировки, фракции, коалиции, которые хотят завладеть его вниманием, покровительством. Справиться с ними намного проще, если его действия не выставлены на всеобщее обозрение.

Нельзя допускать, чтобы отношения с сотрудниками превратились в мнимую дружбу. Вместе чай, минуты отдыха, шутки - это все, конечно, расслабляет. Но всегда нужно знать границы. Начальник должен быть внимательным и не допускать того, чтобы его подчиненные незаметно управляли им и использовали его в своих личных целях. И в связи с этим у него так же, как и у подчинённого, постоянное напряжение, которое медленно, но верно ведёт тоже к стрессу. Даже собственный имидж начальнику легче сохранить, когда не приходится при подчинённом зевать, почёсываться и вести личные разговоры по телефону. А каково руководителю увольнять сотрудника, с которым находился бок о бок несколько месяцев или лет?

Конфликт между начальником и подчинённым неизбежен. Поэтому лучше и продуктивнее  сделать его полезным для обеих сторон и, главное, для общего дела. Использовать его как базу, фундамент для упрочения грамотной  дистанции и здорового статусного суверенитета.

И если рабочее место в офисе становится комфортным для каждого работника, оно становится своего рода вторым домом, куда человек будет приходить не только за зарплатой, но и в предвкушении новой интересной работы. А положительный настрой - это новые идеи, эффективность в работе, толерантность в отношениях и психологическая стабильность.

Список литературы:
Берн Э. «Игры, в которые играют люди»
Литвак М. «Психологическое айкидо»
Слободян В., Плотников В. «Искусство быть подчиненным»,  km.ru

Нагорнова Н.А.

Студентка СамГУ, спецфакультет.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Представления клиентов о бизнес-консультировании и компетенциях консультанта
    10.03.2024
    Представления клиентов о бизнес-консультировании и компетенциях консультанта
    «Гипотезой исследования стало предположение о том, что отношения “клиент — бизнес-консультант” принадлежат к категории отношений помощи, что формирует определенные требования к пониманию бизнес-консультантом психологического характера оказываемых им услуг».
  • Причины и формы сопротивления в тренинге
    07.12.2023
    Причины и формы сопротивления в тренинге
    «Энергию сопротивления можно и нужно использовать. Некоторые тренеры вообще не понимают, как можно работать, не возмутив, не задев, не “зацепив” людей… Однако в краткосрочных тренингах лучше снижать сопротивление, а не разжигать его».
  • Экономический слом: первая помощь организациям
    07.04.2022
    Экономический слом: первая помощь организациям
    О работе организации в условиях неопределенности, об адаптации, ключевых ценностях и точках принятия решений рассказали директор консалтинговой компании А.Э. Хватов и консультант по стратегическому управлению и организационному развитию Д.И. Наконечный.
  • Психологическая игра как средство повышения мотивации персонала
    29.08.2018
    Психологическая игра как средство повышения мотивации персонала
    Особенностью федеральных государственных профессиональных стандартов является их деятельностный характер, главная задача - развитие личности обучающегося работника. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно–деятельностной образовательной парадигме...
  • Кто и как проводит внедрение передовых подходов к управлению
    05.02.2018
    Кто и как проводит внедрение передовых подходов к управлению
    Мой опыт перестройки организаций, внедрения CRM или постановки маркетинга интересен выявлением того, какие перемены они вызывают в компании; как проводить изменения, связанные с подобными инициативами так, чтобы проект стал успешным. На сегодня я с полной уверенностью могу заявить, что большинство неудач в проектах локальной тематики (автоматизация, организационное развитие, Качество, CRM и т.п.) связано с тотальным пренебрежением к управлению изменениями и катастрофическим отставанием известности этой отрасли менеджмента от других...
  • Лидерство как социально-психологический механизм надёжности молодёжных групп в напряженных условиях
    21.06.2017
    Лидерство как социально-психологический механизм надёжности молодёжных групп в напряженных условиях
    Исследование молодёжных групп в естественном эксперименте позволило выявить социально-психологические критерии, позволяющие дифференцировать группы на надёжные и ненадёжные. Надёжные группы характеризуются: высокой эффективностью совместной деятельности (не только по непсихологическому результату деятельности, но и по воспитательному воздействию на членов группы), достигаемых изменениями в широких пределах форм поведения и совместной деятельности; способностью наметить и осуществлять план совместной деятельности, поддерживать эффективное взаимодействие...
  • Возможности применения фасилитации для поиска креативных идей и принятия решений
    09.03.2016
    Возможности применения фасилитации для поиска креативных идей и принятия решений
    О том, как использовать фасилитацию в бизнес-процессах рассказывает заведующая кафедрой профессиональной подготовки бизнес-тренеров Института практической психологии «Иматон», бизнес-тренер, член Межрегиональной общественной организации тренеров и консультантов, консультант по управлению и кадровому аудиту, управляющий партнер консалтинговой компании, автор и ведущая бизнес-семинаров и тренингов Елена Николаевна Морозова...
  • Применение техники «Коллаж» в организации
    01.03.2016
    Применение техники «Коллаж» в организации
    Иногда в организации человек с психологическими проблемами виден, заметен, но его невозможно заставить обратиться за помощью к психологу. А страдает и он сам, и весь коллектив. Поэтому я обратилась к такой простой игровой технике как коллаж, но в условиях организации нужно было её трансформировать, обратить на благо целей организации. И я инициировала проведение конкурса коллективных коллажей...
  • Системный подход в работе с компанией: идея, подходы, отличия
    04.12.2015
    Системный подход в работе с компанией: идея, подходы, отличия
    О системном подходе рассказывает Александр Эдуардович Хватов - заведующий кафедрой организационной психологии Института практической психологии «Иматон», организационный консультант, тренер, директор консалтинговой компании
  • В кризис с широко открытыми глазами
    30.11.2015
    В кризис с широко открытыми глазами
    О спросе на психологическую помощь в нашей стране, о подходе, позволяющем психологу чувствовать себя уверенно в период экономического кризиса, рассказывает директор института «Новые возможности» Евгений Соломонович Креславский
  •  Российская модель лидерства: прошлое в настоящем  или настоящее в будущем?
    13.04.2015
    Российская модель лидерства: прошлое в настоящем или настоящее в будущем?
    Фундаментальным вопросом в области современного российского лидерства можно назвать вопрос о том, нужна ли и возможна ли децентрализация управления в российских компаниях, корпорациях и других структурах? Исторический и культурный опыт России показывает, что многие годы мы не знали никакого другого начала, кроме авторитарной централизованной власти. Но времена изменились – сможет ли измениться модель лидерства?
  • Психологическая грамотность руководителя:  уровни, особенности, динамика развития
    16.02.2015
    Психологическая грамотность руководителя: уровни, особенности, динамика развития
    Как показывает консультативный и тренерский опыт работы с руководителями различных уровней, обращение многих из них к психологическим знаниям, носит в настоящее время, к сожалению, фрагментарный и во многом вынужденный характер. Наиболее ярко это проявляется в вопросах обучения персонала и проведении в корпоративном формате ставших весьма популярными в последнее время тренингов...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»