Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Семинар-тренинг для родителей по обучению навыкам конструктивного взаимодействия с подростками, склонными к риску возникновения аддиктивного поведения в условиях семьи “Через тернии к звездам!” » (образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа)


Актуальность, научная и практическая значимость

Актуальность. Массовое потребление психоактивных веществ в молодежной среде остается одной из острейших проблем современного общества. Это серьезная угроза здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. По оценкам экспертов наркомании подвержены в основном подростки и молодежь в возрасте от 14 до 30 лет. Поэтому проблема распространения и употребления наркотиков в молодежной и образовательной среде особенно актуальна и требует совместных решительных действий государства и общества в целом.

Научная значимость. Предпринята попытка создания проекта, включающего проведение систематической антинаркотической профилактической работы с родителями. Используется родительский тренинг – активная форма работы с родителями. На местном уровне данная тема изучена недостаточно. Работа с родителями проводится в основном на родительских собраниях, не систематически, темы разрозненны, непоследовательны.

Практическая значимость. Проект вносит определенный вклад в повышение грамотности и ответственности родителей за антинаркотическое воспитание детей в семье. Может быть использован педагогами, педагогами-психологами, социальными педагогами образовательных организаций. Также работа может послужить основой для различного рода исследований.

Цели и задачи

Цель проекта — расширение знаний в области педагогики и психологии, поиск альтернативных, социально - приемлемых способов взаимодействия с детьми.

Задачи проекта

  • Дать родителям знания о влиянии их родительских семей на сегодняшнюю жизнь в собственной семье.
  • Обучить способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля, сдерживания негативных импульсов.
  • Дать определенную модель построения взаимоотношений с детьми и обучить родителей различным навыкам межличностного общения, необходимым для реализации этой модели.
  • Обучить приемам регуляции своего эмоционального состояния.

Основное содержание работы (или ее этапы)

Участники проекта — родители учащихся, склонных к риску возникновения аддиктивного поведения.

Программа семинара-тренинга рассчитана на 36 академических часов и включает в себя 3 этапа.

1 этап — диагностический (комплектование тренинговой группы, психодиагностическое обследование родительско-детского взаимодействия и родительско-детских отношений).

2 этап — овладение навыками конструктивного взаимодействия с детьми и подростками в условиях семейного воспитания.

3 этап — психолого-педагогическое сопровождение родителей (оказание консультативной и методической помощи).

Форма организации и проведения

  • Мини-лекции, включающие в себя теоретические вопросы профилактики употребления психоактивных веществ.
  • Практические занятия в форме дискуссий, «мозгового щтурма», ролевых игр, коллективных групповых заданий с использованием техник арт-терапии и сказкотерапии, танцедвигательных техник, тестов, круглых столов. Занятия сопровождаются материалами в форме мультимедийных презентаций, видеоматериалов.

Структура семинара-тренинга

  1. Обмен участников группы своим настроением, с которым они пришли на занятие.
  2. Упражнения на снятие нервно-психического напряжения.
  3. Упражнения на создание работоспособности и повышение сплоченности группы.
  4. Проведение мини-тестов, опросников с целью сбора проблематики и формирования мотивации на дальнейшую работу.
  5. Теоретические выкладки.
  6. Обсуждение проблемной ситуации с помощью групповой дискуссии, мозгового штурма, ролевой игры.
  7. Упражнения на развитие эмпатии, доверия, сплоченности.
  8. Подведение итогов работы и обратная связь от участников.

В ходе тренинга рассматриваются такие темы, как:

  • Мы и дети: два разных мира.
  • Стили семейного воспитания.
  • Влияние наследственности и окружающей среды на подростка.
  • Роль отца в воспитании подростка.
  • Семейный конфликт. Пути и методы разрешения.
  • Стресс. Причины возникновения и влияние на физическое и психическое здоровье.
  • Последствия психических травм детства.
  • Психоактивные вещества. Мотивы и причины потребления психоактивных веществ подростками.
  • Проблемы внутрисемейных отношений. Проблемные ситуации. Пути решения.
  • Проблемы в отношениях со сверстниками и учителями.
  • Проблемы денег и влияния «плохой» компании на подростка.
  • Проблемы аддиктивного поведения подростка.

Результаты, выводы

  • Повышение психологической, педагогической компетентности семьи.
  • Вовлечение родителей в антинаркотическую профилактическую работу, проводимую школой.
  • Формирование интереса родителей к личностным особенностям развития детей.
  • Профилактика негативного семейного воспитания.
  • Снижение количества несовершеннолетних, склонных к риску или употребляющих ПАВ.

Таким образом, после проведения работы по проекту родители:

  • повысили свою компетенцию в области психологии и педагогики.
  • изменили взгляды на жизнь в собственной семье;
  • овладели способами целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля, сдерживания негативных импульсов;
  • выстроили определенную модель социально-приемлемых взаимоотношений с собственными детьми;
  • обучились различным навыкам межличностного общения;
  • овладели приемами и методами снятия нервно-психического напряжения.

Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su