Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Очно-заочная психолого-педагогическая школа» (образовательная программа)


Актуальность проблемы

Сегодняшний рынок труда предъявляет новые требования к системе образования: необходимо не только дать знания, но и подготовить выпускников к жизни в новых экономических условиях, привить навыки социально-профессиональной адаптации на рынке труда, навыки самосовершенствования, т. е. подготовить специалистов, способных выдержать конкуренцию. 
 
Существуют стереотипы о статусе и стоимости труда рабочих и специалистов, и причинами их явились:
  • недостаточная информированность молодежи о профессиях и специальностях, пользующихся спросом на рынке труда;
  • наличие значительной дифференциации в уровне оплаты труда между сферой услуг и производственной сферой, бюджетным и внебюджетным сектором;
  • низкое качество рабочих мест в отдельных отраслях.
Для эффективного решения задач социального, профессионального самоопределения молодежи, повышения ее конкурентоспособности на рынке труда была создана Очно-Заочная Психолого-Педагогическая Школа (ОЗППШ). Реализация программ ОЗППШ по социальной адаптации, профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи позволяет оказывать помощь в личностной и социально-профессиональной ориентации, в формировании психологической установки на активный и самостоятельный поиск работы, в составлении профессионального резюме, отработке навыков самопрезентации.
 
Отличительной чертой ОЗППШ стало активное участие в ней старшеклассников района, воспитанников Детского дома, озабоченных проблемами выбора профессии. 
 
Таким образом, своевременные мероприятия по социально-профессиональной адаптации позволяют избежать многих проблем, связанных с поиском работы и дальнейшим трудоустройством молодежи.

Структура ОЗППШ
Структура ОЗППШ состоит их трех этапов:
  • эмоционально-мотивационный, 
  • созидающий,
  • творческий.
Формирование сознательного отношения к педагогической деятельности – это процесс длительный, требует создания условий для адаптации, самореализации личности школьника и оказания помощи в осознанном самоопределении относительно выбора педагогической профессии.
Отрицательных результатов и негативных последствий при ведении эксперимента не ожидалось, зато положительные предусматривались:
  1. развить стойкий интерес к педагогической деятельности;
  2. выработать умения коммуникативных навыков, умения высказывать и отстаивать своё мнение;
  3. проявлять эмпатию по отношению друг к другу.
В работе коллектив строго следовал трём принципам:
  • все дети талантливы от природы, задача педагогов создать условия для самоопределения будущей профессии;
  • в организации работы с детьми необходимо учитывать природу ребёнка, не ломать её, а создавать развивающее пространство с учётом интересов, потребностей и способностей личности; 
  • педагог - творец образовательного процесса, а ребёнок субъект совместной деятельности, и тот и другой имеет право на самоопределение.
Старшеклассник приходит в ОЗППШ в подростковом возрасте (14 лет) на первую ступень обучения. На этом этапе в школе психологи и педагоги отслеживают развитие ребёнка и аккуратно направляют его сообразно его педагогическим склонностям.
 
На второй ступени в десятом классе в ОЗППШ перед каждым учащимся открывается более широкий спектр образовательных услуг, пройдя которые подросток выходит на третью ступень ОЗППШ.
 
На основе данной модели деятельности школы педагогический коллектив разработал модель процесса выявления и развития педагогических способностей ребёнка.
  • Первый этап «Эмоционально-мотивационный», который содержит в себе выявление мотивов подростков к педагогической деятельности, с помощью диагностического обследования и стороннего наблюдения за учащимся, создание положительно-эмоциональной среды на занятиях у педагогов школы.
  • Второй этап «Созидающий» - на данном этапе происходит накопление знаний о профессии, о себе, о взаимодействии с другими.
  • Третий этап « Творческий» - на этом этапе старшеклассники участвуют в коллективных творческих делах, защищают проекты, созданные в процессе обучения.
На уроках педагогики и психологии преподаватели используют следующие формы и методы преподавания: игровые техники, тренинговые упражнения, лекции, беседы, аутотренинг, диспуты.
 
Работа ОЗППШ организуется по плану:
  • проведение осенней сессии в ноябре;
  • проведение зимней сессии в январе (заочная форма проведения);
  • проведение весенней сессии в марте;
  • проведение летней (выездной) сессии в июне-июле.
Интересной формой работы является выездная летняя сессия, которая проходила на базе школы № 29 в п. Сулук Верхнебуреинского района.

Результаты
Итогом работы летней сессии ОЗППШ явилась 100% динамика развития коммуникативных способностей (70% старшеклассников при поступлении не были знакомы друг с другом). Все учащиеся сессии изъявили желание продолжать обучение в ОЗППШ в дальнейшем. Выпускники ОЗППШ продолжают обучение в педагогических вузах, работают учителями, психологами, педагогами дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях района, края.

Логачёва Ирина Васильевна  - педагог-психолог, место работы - Центр диагностики и консультирования (ЦДиК),  сфера научных интересов - психология.

Королева Ольга Владимировна  -   образование - высшее, место работы: Центр диагностики и консультирования (ЦДиК), должность - директор, сфера научных интересов - психология.

Попова Наталья Александровна  -   педагог-психолог, место работы: Центр диагностики и консультирования (ЦДиК), сфера научных интересов - психология.

Мельникова Оксана Николаевна  -    учитель-логопед,  место работы: Центр диагностики и консультирования (ЦДиК).
 

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su