Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Управление самоконтролем, применение принципов STAR оперативным персоналом цехов» (программа тренинга с оперативным персоналом атомной станции)


Автор:

Актуальность, научная и практическая значимость

Когда складываются нестандартные ситуации, наиболее сложной является задача принятия решения. Принятие решений может происходить в условиях дефицита времени и сопровождаться мощным психическим напряжением. А это является предпосылкой эмоционального стресса, при котором могут быть допущены серьезные недостатки в действиях. Переутомление, стресс и, как следствие, ошибки в действиях, может предотвратить сам человек. Как показывает анализ инцидентов, связанных с человеческим фактором, неправильные действия часто связаны со своеобразием проявления самоконтроля и не соблюдением принципа STAR.

Проблема человеческого фактора на ядерных объектах имеет исключительное значение для обеспечения безопасности. Какие бы невероятные усилия не предпринимались по внедрению новейших и совершеннейших технологических систем, управлять ими будет человек, и если уровень его ответственности и организованности не станет расти в пропорциях, соответствующих новым технологиям, нельзя быть уверенным в безопасности и надежности ядерной энергетики.

Необходимость формирования и поддержания на требуемом уровне необходимых знаний и умений персонала в области самоконтроля является актуальной задачей в психолого-педагогическом сопровождении деятельности персонала АЭС.

Цели и задачи

Цель программы тренинга: развитие и поддержание способности применять методику самоконтроля – принцип STAR для повышения надежности и эффективности профессиональной деятельности.

Задачи программы:

  1. определить понятие «самоконтроль»;
  2. объяснить влияние психофизиологических свойств личности на самоконтроль;
  3. объяснить роль психических процессов в формировании самоконтроля;
  4. отработать психофизиологические методы повышения концентрации, устойчивости внимания;
  5. описать основные этапы принципа star применительно к поведению оперативного персонала во внештатных ситуациях;
  6. определить роли принципа star и самоконтроля в процессе выполнения производственных задач;
  7. отработать технику безоценочного восприятия для снижения вероятности ошибок при сборе и передаче информации.

Краткое содержание

Согласно концепции о психолого-педагогическом сопровождении признаками успешности профессиональной деятельности оперативного персонала АС являются развитый самоконтроль и эмоциональная уравновешенность. Наверное, нет необходимости доказывать значимость человеческого фактора в атомной энергетике. По разным оценкам, по вине персонала происходит от 15 до 40% всех аварий и от 20 до 80% всех нарушений в работе АС. Столь широкий диапазон оценок обусловлен различными методиками сбора данных и разноречивой интерпретацией самого понятия «ошибка». Отношение к ошибкам на производстве также неоднозначное, с одной стороны, большинство из нас признает, что каждый имеет право на ошибку, а с другой – все понимают, что цена ошибки может быть очень высока, особенно в атомной энергетике.

Работа персонала предъявляет высокие требования к разным компонентам психики, в частности, к вниманию. Отсутствие внимания (невнимательность) в работе может привести к серьезным последствиям. Невнимательность, которая проявляется в трудовой деятельности, связана с неполноценным развитием произвольного внимания, которое в свою очередь взаимосвязано с самоконтролем. Сформированный самоконтроль и развитое произвольное внимание позволят действовать более точно во всех производственных ситуациях, что уменьшает количество ошибочных действий. Внимательность развивается в процессе выполнения упражнений и обучения в целом. Внимание совершенствуется, становится более произвольным, т.е. организованным, регулируемым и управляемым.

Программа тренинга апробирована при поддержании квалификации оперативного персонала цехов в учебно-тренировочном центре АЭС в 2013 г.

Выборка участников – 782 мужчины в врзрасте 24–65 лет, имеющие высшее профильное или среднее специальное образованиезанимающие должности руководителей и специалистов: старший начальник смены, начальник смены, ведущий инженер по эксплуатации сменный, сменный инженер по переключениям, инженер эксплуатации сменный.

Продолжительность тренинга – 4 часа.

Модули программы:

  1. Введение: мотивация участников к обучению;
  2. Тематический блок №1: самоконтроль, психофизиологические предпосылки формирования самоконтроля;
  3. Тематический блок №2: психофизиологические свойства личности;
  4. Практическое занятие №1: «Экспресс-тест на определение типа темперамента»;
  5. Тематический блок №3: роль психических процессов в формировании самоконтроля;
  6. Тематический блок №4: роль внимания в формировании самоконтроля;
  7. Практическое занятие №2: дискуссия «Рабочие ошибки по невнимательности»;
  8. Практическое занятие №3: упражнение «Странная идея», направлено на тренировку сосредоточенности внимания при смене объекта концентрации;
  9. Практическое занятие №4; «Муха», направлено на отработку устойчивости внимания, способности не отвлекаться от основного объекта работы на маловажный, или совершенно посторонний объект. Способствовать осознанию важности механизмов внимания;
  10. Практическое занятие №5: «Трехминутный тест», направлен на отработку сосредоточенности внимания на задании, демонстрация необходимости внимательного чтения инструкций;
  11. Тематический блок №5: роль памяти в формировании самоконтроля;
  12. Практическое занятие №6: упражнение «Словесный ком», направлено на развитие памяти и наблюдательности;
  13. Тематический блок №6: роль мышления в формировании самоконтроля;
  14. Практическое занятие №7: упражнение «Поиск доказательств», направлено на определение ошибки на уровне психологии мышления;
  15. Тематический блок №7: принцип STAR, как инструмент самоконтроля оперативного персонала для надежности и эффективности профессиональной деятельности;
  16. Практическое занятие №8: упражнение «Остановка мыслей», направлено на обсуждение реализации 1 этапа принципа STAR;
  17. Практическое занятие №9: упражнение «Безоценочное восприятие», направлено на отработку техники безоценочного восприятии;
  18. Практическое занятие №10: упражнение «Концентрирующая медитация», направлено на повышение внимания перед выполнением определенного действия;
  19. Практическое занятие №11: дискуссия «Использование методики STAR и самоконтроля в процессе выполнения производственных задач оказывают положительное влияние на качество работы или же их использование не всегда помогает качественно выполнять свои обязанности?», направлено на выявление преимущества методики STAR перед «механическим» выполнением работ.

Результаты и выводы

Обучение оперативного персонала навыкам самоконтроля является одной из важнейших составляющих Культуры Безопасности. Принцип самоконтроля заключается в тщательном планировании своей работы, предвидении потенциальных опасностей, продумывании запасных вариантов решения. Самоконтроль заключается также в концентрации внимания работника на выполняемой деятельности, игнорировании отвлекающих факторов. По окончании работ обязательной является самопроверка правильности выполненных операций и, при необходимости, корректировка выявленных недостатков. Все это позволяет безопасно и безаварийно выполнять производственные задачи.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su