16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024

Кто есть кто

Эвальд Фридрихович Зеер

Эвальд Фридрихович Зеер

Екатеринбург

Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель науки РФ.

Профессор кафедры психологии образования и профессионального развития Института психолого-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Главный редактор журнала «Образование и наука».

В 1964 г. окончил Нижнетагильский педагогический институт, в 1970 г. - аспирантуру АПН СССР.

В 1970 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Решение конструкторских задач на занятиях в школьных мастерских как средство формирования конструкторских знаний и умений (на примере V-VI классов)», в 1989 г. - докторскую диссертацию на тему «Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога».

В 1964-1967 гг. преподавал в Нижнетагильском педагогическом институте.

С 1982 г. работает в Российском государственном профессионально-педагогическом университете, возглавлял кафедры педагогики и психологии, психологии, социальной и прикладной психологии, психологии образования и профессионального развития.

Сфера научных интересов:

  • психология профессионального становления: периодизация профессионального развития, профессионально обусловленные деструкции, психотехнологии социально-профессиональных достижений
  • профессиональное образование

Основатель единственной в России научной школы, исследующей целостный и непрерывный процесс становления личности в профессионально-образовательном пространстве в единстве его психологических и педагогических составляющих.

Уникальность исследований этой школы заключается в том, что впервые профессиональное становление рассматривается системно и непрерывно с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной биографии, а также предлагается эффективная парадигма личностно развивающего образования.

Под руководством Э.Ф. Зеера были разработаны психолого-педагогические основы профессионально-педагогического образования: модель деятельности и личности инженера-педагога, эффективная парадигма личностно развивающего образования, а также научно-методическое обеспечение профессионально-образовательного процесса, которые во многом определили развитие профессионально-педагогического образования в стране.

Э.Ф. Зеер впервые в стране организовал подготовку практических психологов для системы базового профессионального образования, владеющих уникальными современными технологиями по отбору и оценке персонала на основе компетенций.

Основные публикации: более 300 работ, в том числе

  • Профессиональное становление личности инженера-педагога (Свердловск, 1988)
  • Педагогическая диагностика личности учащегося СПТУ: учебное пособие (соавт., Свердловск, 1989)
  • Практикум по психологии профессиональной школы: учебное пособие (ред., Свердловск, 1990)
  • Учителям и родителям о психологии подростка (соавт., М., 1990)
  • Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста (Екатеринбург, 1999)
  • Психология личностно ориентированного профессионального образования (Екатеринбург, 2000)
  • Профессиональное образование ремесленников-предпринимателей (Челябинск , 2001)
  • Профессионально-образовательное пространство личности (Екатеринбург, 2002)
  • Личностно-развивающее профессиональное образование (Екатеринбург, 2006)
  • Психология профессий: учебное пособие (М., 2001, 2003, 2005, 2008)
  • Социально-профессиональное воспитание в вузе (Екатеринбург, 2003)
  • Теоретико-методологические основы подготовки ремесленников-предпринимателей (Екатеринбург, 2004)
  • Основы профориентологии (М., 2005)
  • Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учебное пособие (соавт., М., 2005)
  • Психология профессиональных деструкций: учебное пособие (соавт., М., 2005)
  • Психология профессионального развития: учебное пособие (М., 2006, 2007, 2009)
  • Психология профессионального самоопределения в ранней юности (2008)
  • Профориентология: теория и практика: учебное пособие (соавт., М., 2004, 2006, 2008)
  • Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования: учебное пособие. М., 2010)
  • Психология профессионального развития: методология, теория, практика: коллективная монография (соавт., ред., Екатеринбург, 2011)
  • Психология взрослости: учебное пособие (соавт., М., Воронеж, 2011)
  • Психологические основы профессионального консультирования: практикум (соавт., Екатеринбург, 2012)
  • Дидактические конструкты психологии профессионального образования: учебное пособие (соавт., Екатеринбург, 2012)
  • Психология взрослых: учебник (соавт., Екатеринбург, 2012)
  • Психология профконсультирования: методическое пособие (соавт., М., 2009, 2014)
  • Самоопределение учащейся молодежи в современных конфликтующих реальностях: учебное пособие (соавт., М., 2015)
  • Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития: монография (Екатеринбург, 2015)
  • Психология транспрофессионализма: монография (соавт., Екатеринбург, 2018)
  • Профессиология. Психологический контент: учебное пособие (М., 2019)
  • Психология профессионального образования: учебник (М., 2003, 2008, 2009, 2013, 2019)
  • Основы профессиологии: учебное пособие (соавт., М., 2022)
  • Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности: монография (соавт., Екатеринбург, 2023)
  • Развитие гендерной идентичности детей-сирот подросткового возраста: монография (соавт., ред., Екатеринбург, 2023)
  • Инновационное профессионально-образовательное пространство человека (соред., Екатеринбург, 2014, 2023)

Награды:

  • Почетный знак «Отличник народного просвещения» (1975)
  • Почетный знак «Отличник профтехобразования СССР» (1985)
  • Международная премия «За интеграцию систем образования Европы» Европейского педагогического общества (1993)
  • медаль К.Д. Ушинского (1995)
  • Почетный знак «Заслуженный деятель науки РФ» (1996)
  • премия Правительства РФ в области образования (2007)
  • многочисленные Почетные грамоты за достижения в области педагогической и психологической науки губернатора Свердловской области, Министерства образования Свердловской области, РГППУ
  • Премия губернатора Свердловской области в номинации «Профессор года» по направлению «Психолого-педагогические науки» (2019)
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»