16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024

Кто есть кто

Ольга Михайловна Краснорядцева

Ольга Михайловна Краснорядцева

Томск

Доктор психологических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования.

Заведующая кафедрой общей и педагогической психологии, ведущий научный сотрудник учебно-исследовательской лаборатории экспериментальной психологии факультета психологии Томского государственного университета. Директор Центра социально-психологического образования ТГУ. Член докторского диссертационного совета ТГУ, БГПУ. Главный внештатный педагог-психолог Сибирского федерального округа.

Член редколлегии «Сибирского психологического журнала», журнала «Педагог» (Барнаульский педагогический университет), член редакционного совета журнала «Вестник Барнаульского государственного педагогического университета: Психолого-педагогические науки».

Член Российского психологического общества. Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.

В 1980 г. окончила психологическое отделение философского факультета Ростовского-на-Дону государственного университета.

В 1986 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Регуляция мыслительной деятельности на стадии инициации», в 1996 г. - докторскую диссертацию на тему «Психологические механизмы возникновения и регуляции мышления в реальной жизнедеятельности».

В 1980-1986 гг. – ассистент, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Карагандинского государственного университета (Казахстан).

В 1986-1992 гг. – доцент кафедры научных основ управления образованием Карагандинского государственного университета.

В 1993-1994 гг. – проректор по научной работе краевого ИПК при Карагандинском университете.

В 1994-2001 гг. – доцент кафедры дошкольной педагогики, затем доцент, зав. кафедрой психологии образования Барнаульского государственного педагогического университета.

В 1999-2002 гг. – профессор представительства Томского государственного университета в Барнауле.

С 2002 г. – профессор, зав. кафедрой общей и педагогический психологии факультета психологии Томского государственного университета. До 2020 г. - декан факультета психологии ТГУ.

Научные интересы:

  • психология образования,
  • психология профессионального мышления.

Развивает представление о полифункциональном характере мышления в обеспечении жизнедеятельности человека: в построении многомерного образа мира (через категоризацию воспринимаемого, открытие сверхчувственных качеств предметов и явлений – значений, смыслов, ценностей); в трансформации жизненного мира субъекта; в обеспечении саморазвития собственной личности и личности другого (творчество в системе «субъект-субъект»). Автор ряда экспериментальных методик, позволяющих исследовать феномен «чувствительности к проблемам». Разрабатывает подходы к диагностике особенностей становления многомерного мира человека на разных этапах образовательного процесса.

Читает курсы:

  • Общая психология, психология личности, история психологии
  • Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования
  • Психология профессионализма
  • Научно-исследовательский семинар
  • Психологические аспекты экспертизы инновационных образовательных проектов
  • Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях
  • Основы педагогики и психологии высшей школы
  • Методика преподавания психологии в высшей школе
  • Педагогическая психология
  • Психология образования
  • Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний

Основные публикации:

  • Педагогическое мышление как проявление профессиональной компетентности / О.М. Краснорядцева.- Барнаул. Изд-во БГПУ, 2000. - 96 с.
  • Реконструкция ценностно-смысловой структуры ситуации деятельности как метод исследований особенностей ментального пространства личности / О.М. Краснорядцева // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность – коммуникация – толерантность / Под ред. В.И. Кабрина. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002.
  • Реконструкция ценностно-смысловой структуры ситуации деятельности как метод исследования особенностей ментального пространства личности / О.М. Краснорядцева // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность, коммуникация, толерантность. Томск, 2002. С.140-150.
  • Изменения в обществе и классический университет: история и современность: монография / отв. ред. О.М. Краснорядцева, С.Ф. Фоминых. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2005. - 293 с.
  • Индекс толерантности как средство оценки гуманистического потенциала образовательных проектов и программ и диагностики социальных рисков в системе социокультурного образования / О.М. Краснорядцева, В.Е. Клочко, И.Ю. Малкова. - Томск: Изд. центр «Типография», 2006. - 52 с.
  • Образовательный консалтинг в процессе развития психолого-дидактических компетенций современного вуза. Электронный вариант / О.М. Краснорядцева и др. - Томск: ИДО, 2007. - 160 с.
  • Гуманитарные основания развития региона с высоким инновационным потенциалом: глобализация, идентификация, миграция: материалы школы-семинара, Томск, 26 ноября - 1 декабря 2007 г. / под ред. О.М. Краснорядцевой, С.А. Богомаза. - Томск : Томский гос. ун-т : Дельтаплан, 2007. - 157 с.
  • Психология инновационной деятельности: словарь, охватывающий специфику профессиональной лексики. Методическая разработка / О.М. Краснорядцева, Э.В. Галажинский, В.Е. Клочко. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2009. – 28 с.
  • Психологическое обеспечение разработки и внедрения высоких гуманитарных технологий в регионе с выраженным инновационным потенциалом: сборник статей студентов факультета психологии Томского государственного университета (по материалам Всероссийской конференции, Томск, 16-18 июня 2011 г.) / под ред. О.М. Краснорядцево]. - Томск : Томское университетское изд-во, 2011. - 99 с.
  • Психологические практики диагностики и развития самоэффективности студенческой молодежи: учебное пособие / О.М. Краснорядцева и др. - Томск : Изд. дом Томского гос. ун-та, 2014. - 273 с.
  • Развитие многомерного профессионального мышления преподавателей исследовательского университета: учебное пособие / В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева. - Томск: Издательский дом Томского гос. ун-та, 2016. - 195 с.
  • Образовательное взаимодействие: системно-антропологический контекст: учебное пособие / В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева, Э.А. Щеглова. - Томск: Изд. Дом Томского гос. ун-та, 2016. - 129 с.
  • Методика оценки инновационного содержания образовательного проекта / О.М. Краснорядцева и др. - Томск: Изд. дом Томского гос. ун-та, 2016. - 107 с.
  • Приемы и методы психологической реконструкции жизненного мира человека: постнеклассический ракурс / В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева, Д.Ю.Баланев. - Томск: Изд. дом Томского гос. ун-та, 2016. - 167 с.
  • Компетентностный практикум для подготовки к участию в олимпиаде «Я - профессионал» по направлению «Психология» / Баланев Д.Ю., Мацута В.В., Сметанова Ю.В., Терехина О.В., Щеглова Э.А., Краснорядцева О.М. - М., 2019.
  • Когнитивное индивидуальное образовательное пространство: технологии изучения и построения стратегий конструирования : монография / отв. ред. О.М. Краснорядцева. - Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2022. - 233 с.

Награды:

  • лауреат Всесоюзного конкурса молодых ученых-психологов (1982).
Статьи и интервью в «Психологической газете»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»