16+
Выходит с 1995 года
19 мая 2024

Кто есть кто

Татьяна Александровна Строганова

Татьяна Александровна Строганова

Москва

Доктор биологических наук, профессор.

Ведущий научный сотрудник научно-образовательного центра нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центр), профессор кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии факультета клинической и специальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, заведующая лабораторией междисциплинарных исследований аутизма, созданной при поддержке Российского научного фонда.

Член Международного общества изучения развития поведения (International Society for the Study of Behavioral Development) и Российского общества нейрокогнитивных исследований.

В 1978 г. окончила биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1988 г. защитила кандидатскую диссертацию на тем у «Структура биоэлектрической активности мозга детей первого года жизни в состоянии бодрствования», а в в 2002 г. — докторскую дисссертацию на тему «Ритмы ЭЭГ и развитие процессов контроля внимания у младенцев».

Профессиональная деятельность:

В 1978-1988 гг. – младший научный сотрудник Института мозга Российской академии медицинских наук.

В 1988-2003 гг. – старший научный сотрудник Научно-исследовательского института мозга РАМН.

В 1998-2014 гг. – профессор, заведующая кафедрой возрастной психофизиологии МГППУ; приглашенный профессор Российского общества клинической нейрофизиологии.

В 2008-2018 гг. — директор Центра нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центра) МГППУ.

Сфера научных интересов:

  • нейрофизиология
  • психофизиология
  • когнитивная психология
  • нейровизуализация
  • локализация источников эпилептической активности с применением МЭГ 
  • картирование речевых зон коры мозга человека с помощью корегистрации МРТ и МЭГ
  • нейрофизиологические особенности базовых психических функций при синдроме аутизма

Читает курсы:

  • Психобиология развития
  • Нейрофизиология аутизма
  • Психофизиология развития и дифференциальная психофизиология

Руководитель ознакомительного практикума «Основы психофизиологического эксперимента с применением метода МЭГ» НИУ ВШЭ (на базе МЭГ-центра МГППУ).

Основные публикации:

  •  
  • Строганова Т.А. и др. (2011) Психология саморегуляции в XXI веке: коллективная монография. Москва-Санкт-Петербург.
  • Stroganova, T.A., Orekhova, E.V., Prokofyev, A.O., Tsetlin, M.M., Gratchev, V.V., Morozov, A.A., Obukhov, Y.V. (2011) High-frequency oscillatory response to illusory contour in typically developing boys and boys with autism spectrum disorders // Cortex, Article in Press.
  • Stroganova, T.A., Posikera, I.N., Prokofiev, A.O., Morozov, A.A., Obukhov, Yu.V., Morozov, V.A. (2011) EEG alpha activity in the human brain during perception of an illusory kanizsa square // Neuroscience and Behavioral Physiology, 41 (2), pp. 130-139.
  • Строганова Т.А., Посикера И.Н., Прокофьев А.О., Морозов А.А., Грачев В.В., Обухов Ю.В. (2011) Фазово-связанная альфа-активность ЭЭГ при восприятии иллюзорного квадрарта Канизы у мальчиков дошкольного возраста в норме и при аутизме // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова 61 (1), с. 47-60.
  • Чухутова Г.Л., Цетлин М.М., Пушина Н.П., Грачев В.В., Строганова Т.А. Когнитивные стратегии конструирования у детей с аутизмом // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. №4(18).
  • Чухутова, Г.Л., Прокофьев А.О., Грачев, В.В., Строганова Т.А.. (2010) Восприятие детьми зашумленных и неполных изображений // Вопросы психологии, (5), с. 114-124
  • Перминова Г.А., Бурдукова Ю.А., Строганова Т.А. (2010) Профили ранней невербальной коммуникации у детей с синдромами Вильямса и аутизма // Вопросы психолгии, (3), с. 20-30.
  • Orekhova, E.V., Stroganova, T.A., Prokofiev, A.O., Nygren, G., Gillberg, C., Elam, M. (2009) The right hemisphere fails to respond to temporal novelty in autism: Evidence from an ERP study // Clinical Neurophysiology, 120 (3), pp. 520-529.
  • Stroganova, T.A., Posikera, I.N., Orekhova, E.V., Tsetlin, M.M., Novikova, S.I. and Kuravsky, L., (2009) The nature of individual differences in EEG parameters during homogeneous visual field in 5- and 6-year-old twins: A pilot study. // Clinical Neurophysiology, Vol.120, Is. 8, pp 1492-1500.
  • Строганова Т.А., Воронин Н.А. (2009) Латерализация модулей зрительно-пространственного внимания и эффект перцептивного научения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии, № 6, c.138-146
  • Строганова Т. А., Посикера И. Н., Прокофьев А. О., Морозов А. А., Обухов Ю. В., Морозов В. А. (2009) Альфа-активность ЭЭГ мозга человека при восприятии иллюзорного квадрата Канизы // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова, 59, (6), с. 660-672.
  • Строганова Т.А., Дегтярева М.Г., Володин Н.Н. (2005) Электроэнцефалография в неонатологии: руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа.
  • Строганова Т.А. и др. (1993) Мозг и поведение младенца. Москва.

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»