16+
Выходит с 1995 года
18 апреля 2024
Репортаж о программе «Арт-терапия в Великобритании: традиции и инновации»

О поездке российских арт-терапевтов в Лондон рассказал Александр Иванович Копытин - доктор медицинских наук, председатель РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», вице-президент секции искусства и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации, зав. кафедрой арт-терапии Института практической психологии «Иматон», руководитель программы дополнительного профессионального образования «Арт-терапия в образовании, медицине и бизнесе».

Очередной зарубежный культурно-образовательный вояж представителей российской арт-терапии с целью развития профессиональных контактов и знакомства с местными традициями и инновациями в области арт-терапии состоялся в конце апреля – начале мая 2013 г. в Лондоне. Вместе с зарубежными партнерами – профессиональными организациями и ведущими центрами арт-терапевтического образования – РОО «Арт-терапевтическая ассоциация» в последнее время уделяет повышенное внимание развитию межкультурной компетентности своих членов. Навыки арт-терапевтической работы в мультикультурной среде, в условиях глобализации и развития новых информационных технологий, с учетом социальных проблем современного мира, умение осваивать и перерабатывать все наиболее ценное и перспективное, накопленное коллегами из-за рубежа, вместе с умением доносить до них свою позицию, являются требованием времени.

Поездка в Лондон примечательна во многих смыслах и ознаменовала новый этап сотрудничества между арт-терапевтами наших стран. Такое сотрудничество и ранее происходило в разных формах. Санкт-Петербург неоднократно посещали британские арт-терапевты: в 1998 г. группа преподавателей колледжа Гольдсмита Лондонского университета участвовала в первой конференции «Арт-терапия сегодня», организованной Арт-терапевтической ассоциацией совместно с Институтом практической психологии «Иматон». В свою очередь, специалисты по арт-терапии из нашей страны неоднократно посещали Великобританию, знакомясь с системой арт-терапевтического образования и посещая центры практической арт-терапии. Знакомство с действующей там образовательной программой и консультации с преподавателями университетов помогли в разработке первой в Российской Федерации программы последипломной переподготовки по арт-терапии в соответствии с международными, в частности, британскими стандартами. Эта программа начала реализовываться, начиная с 2002 г. при Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования и в дальнейшем стала также проводиться в Институте практической психологии «Иматон».

За прошедшие годы российскими и британскими специалистами было реализовано несколько совместных исследовательских проектов, например, проведено исследование роли фотографии в клинической практике и самостоятельных творческих занятиях британских и отечественных специалистов. Издано несколько совместных статей и сборников. Опыт многогранного сотрудничества между специалистами наших стран был представлен на страницах Информационного бюллетеня Британской ассоциации арт-терапевтов. Все эти формы сотрудничества позволили лучше понять и усвоить опыт британских коллег, существующие между нами сходства и различия профессиональных позиций.

Как известно, арт-терапия в Великобритании является старейшей в мире и во многом задавала и продолжает задавать тон развитию данного направления в других странах. Основой британской арт-терапии всегда выступала художественная деятельность. Усилиями художников в 1964 г. была создана Британская ассоциация арт-терапевтов (БААТ), первая в мире общественная организация, занимающаяся развитием таких форм лечебно-реабилитационной практики, которые основаны на изобразительной деятельности.

В начале 70-х гг. прошлого века, при активной поддержке БААТ в Великобритании стали создаваться первые курсы последипломной подготовки по арт-терапии, предназначенные в основном для лиц с художественным образованием. В 1970-1980 гг. БААТ были определены базовые стандарты арт-терапевтического образования, а также требования, предъявляемые к тем, кто занимается арт-терапевтической деятельностью. В дальнейшем ВААТ обратилась в Совет по вспомогательным медицинским специальностям с просьбой о государственной регистрации арт-терапии как самостоятельной профессии. В 1998 г. были приняты законодательные акты, определяющие профессиональный статус и роль арт-терапевтов.

Программы профессиональной подготовки по арт-терапии в британских университетах имеют определенные различия. В то же время, эти различия незначительны, что позволяет говорить о единой системе профессионального образования в этой области и более или менее единой методологической платформе программ. Утверждение программ происходит при участии БААТ. БААТ также вносит дипломированных арт-терапевтов в Национальный арт-терапевтический регистр, что является дополнительным способом контроля за допуском дипломированных арт-терапевтов к работе по специальности.

Что касается методологической платформы образовательных программ по арт-терапии, то она включает признание важной роли процесса художественного творчества, а также отношений клиента со специалистом в достижении терапевтических эффектов. Теоретической базой арт-терапии в процессе обучения выступает психодинамический подход и в особенности такое его направление, как теория объектных отношений.

На сегодняшний день подготовкой арт-терапевтов и специалистов по иным направлениям экспрессивной терапии (танце-двигательной терапии, драматерапии и музыкотерапии) в Великобритании занимаются шесть университетов. Четыре из них расположены в пределах Большого Лондона (Колледж Гольдсмита Лондонского университета, Хартфордширский университет, Университет Роуэмптон, Лондонская школа речи и драмы), остальные расположены за его пределами – Университет Дэрби и Университет Королевы Маргариты в Эдинбурге.

Значительную часть обучающихся на британских магистерских и аспирантских программах профессиональной подготовки по арт-терапии составляют и продолжают составлять иностранные студенты. В 1990-2000 гг. имели место попытки «экспорта» британской модели арт-терапевтического образования в разные страны мира (Австралия, Финляндия, Германия, Швейцария, позже – Латвия и Литва). В определенной мере этому способствовал сложившийся имидж британской арт-терапии как старейшей в мире и имеющей значительный практический и образовательный опыт. Далеко не во всех случаях, однако, такие попытки имели успех.

Важнейшей частью программы культурно-образовательных мероприятий являлось участие в рабочих встречах, семинарах и мастерских, проводимых британскими коллегами, а также наше выступление перед местной аудиторией на базе двух старейших центров арт-терапевтической подготовки – Университета Роуэмптон и Хартфордширского университета (являющегося преемников Университета в Ст. Албансе, где еще в 1975 г. была открыта одна из первых программ арт-терапевтического образования).

Ценным включением в программу явилась встреча с директором Исследовательского центра психотерапевтического образования, деканом специализации по психотерапии и консультированию при Университете Роуэмптон, главным редактором «Европейского журнала психотерапии и консультирования» профессором Дэлом Ловенталем. Он выступил перед нашей группой с обзором современной британской психотерапии и проводимых исследований. Общение с профессором Ловенталем позволило убедиться в возрастании роли постмодернистской мысли и новейших информационных технологий в британской психотерапии.

Одна из последующих встреч на базе данного университета как раз была посвящена новым формам психотерапевтической практики, использующим цифровые технологии, в частности, фотографию. Посетив несколько лет назад в г. Турку (Финляндия) первую европейскую конференцию по фототерапии, профессор Ловенталь проникся интересом к применению фотографии в психотерапии. Он стал более внимательно относиться к тому, как его клиенты воспринимают фотографии, убедился в том, что «фотография способна поднимать на поверхность сознания вытесненные мысли и переживания, который подчас так сложно исследовать в ходе консультирования и вербального взаимодействия с клиентом».

По его мнению, «распространение цифровой фотографии, включая возможность создания слайдфильмов, а также мобильной телефонии, позволяющей делать снимки в любых ситуациях, превращает фотографию и связанные с ней практики в потенциально ценный инструмент психотерапевтической работы с представителями разных возрастных групп, в особенности, с детьми и молодежью» (из текста выступления Д. Ловенталя).

В дальнейшем профессор Ловенталь участвовал в нескольких международных проектах, связанных с внедрением и исследованием роли фотографии в процессе консультирования и при реализации реабилитационных программ, проводимых с психически больными людьми, учащимися массовых школ, а также заключенными. Лектором были показаны примеры арт-альбомов участников проектов, созданных на основе фотографий и включающих повествовательные элементы. Предварительные результаты этих исследований обнадеживают.

После лекционной части нашей группе вместе с группой британских студентов была предоставлена возможность практической работы в рамках мастер-класса с использованием некоторых техник фототерапии, основанных на использовании ассоциативных или метафорических фототографий, в том числе, фотографий, созданных профессором Ловенталем и финским психотерапевтом и фотохудожницей Уллой Халкола.
В заключение Д. Ловенталь представил аудитории новую, выпущенную лондонским издательством Routledge и под его редакцией книгу «Фототерапия и терапевтическая фотография в цифровую эру». На сегодняшний день данное издание, фактически, является единственным, охватывающим как теоретические, так и различные прикладные аспекты использования фотографии в психотерапии и реабилитационной практике. Причем это делается на основе современной социальной и культурологической перспективы и с учетом стремительно развивающихся компьютерных, цифровых технологий. Авторский коллектив книги включает ведущих экспертов в области фототерапии и терапевтической фотографии, представляющих Соединенное Королевство, США, Финляндию, Россию, Италию. Поскольку одна из глав книги была написана мной и посвящена использованию фотографии в арт-терапии, профессор Ловенталь предоставил мне возможность кратко осветить этот вопрос.
В один из дней состоялась наша встреча и практическое занятие с деканом факультета арт-терапии Университета Роуэмптон Джонатаном Иссеровым. Во вводной части были кратко изложены общие принципы и методология арт-терапии, а затем наглядно показаны характерные для британской модели арт-терапии особенности построения занятия и обсуждения изобразительной продукции.

На следующий день состоялось посещение, пожалуй, одной из наиболее старых лондонских открытых арт-терапевтических студий – недавно отметившей свое 25-летие, Studio Upstairs. Нас встретил одни из работающих здесь арт-терапевтов, Дэвид Фрид, подробно рассказавший об истории создания студии, посещающих ее клиентах, задачах и формах деятельности.

Studio Upstairs совмещает в себе творческое пространство художественного ателье и терапевтическое сообщество, предоставляя богатые возможности для творческой самореализации, общения и тренировки навыков самоуправления для примерно 65 амбулаторных психиатрических пациентов. Как и некоторые другие родственные этой студии учреждения на территории Соединенного Королевства и в других странах, Studio Upstairs постоянно совершенствует формы своей работы, сохраняя, тем не менее, в качестве своей основы художественную практику.

Все большее внимание в последнее время уделяется преодолению стигмы психического заболевания. Одним из путей решения данной проблемы работникам студии видится интеграция творческих достижений пациентов в пространство художественного мейнстрима, в том числе, путем активизации выставочной деятельности студии. Помимо продвижения художественных работ посетителей студии через высоко профессионально организованный портал с интернет-галереей работ, студия активно включилась в подготовку первой в стране ярмарки художественных достижений людей с ограниченными возможностями здоровья – лондонской «Impact Art Fair» – которая была проведена в июле 2013 года. Помимо регулярных занятий изобразительной деятельностью, на базе студии в последнее время организована театральная труппа больных, занятия музыкальной и литературной групп.

Основным контингентом посетителей студии являются пациенты, направляемые психиатрическими учреждениями города для получения психосоциальной поддержки за счет средств страховой медицины. В то же время, имеется определенный процент посетителей, в том числе, не имеющих каких-либо проблем психического здоровья, которые посещают студию по своей инициативе с целью развития художественных навыков и творческого самовыражения и самостоятельно оплачивают услуги инструкторов-арт-терапевтов.

В этот же день нам посчастливилось побывать на организованной Welcome Institute чрезвычайно колоритной выставке японских художников-аутсайдеров. Для меня она открыла ранее неведомые, яркие грани художников, увлеченно занимающихся творчеством на базе психиатрических, реабилитационных учреждений Японии. В отличие от Европы и Америки, в Японии вплоть до последнего времени арт-терапия представлена весьма скромно. Профессиональная подготовка арт-терапевтов не проводится. В то же время, есть немало людей с проблемами психического здоровья, поистине одержимых творчеством. Их занятия изобразительной деятельностью протекают, как правило, не в арт-терапевтических ателье или отделениях, а в трудовых мастерских.

Как отмечает куратор выставки Ш. Шармачарья, развитие интереса к искусству аутсайдеров в Японии имело иную траекторию, нежели в Европе: «В Японии искусство аутсайдеров изначально тесно было связано с реформами в сфере общественного здравоохранения и социального обслуживания после Второй Мировой Войны. В послевоенные годы Казуо Итога, который, работая в префектуре Шига в центральной части острова Хонсю, проложил путь новым формам творческого самовыражения больных в системе общественного здравоохранения. Этот регион считается лидером внедрения таких форм реабилитации, которые используют творческий и трудовой потенциал больных. В 1947 г. он организовал первое революционное для того времени учреждение, интегрировавшее занятия сельским хозяйством, образование, медицину, психологию, изобразительное искусство и литературу.

На выставке было представлено около пятидесяти художников, работающих на территории разных префектур Японии. Спектр изобразительных материалов и способов их творческого применения, а также стилистика и содержание работ японских художников-аутсайдеров исключительно разнообразны. Я также обнаружил в соседствующем с экспозицией магазине около десяти высококачественных документальных фильмов, посвященных представленных на выставке художникам. Это – еще одно подтверждение того, что интерес к искусству аутсайдеров в Японии в последнее время активно развивается и поддерживается.

В течение последующих нескольких дней занятия и встречи проходили на базе факультета изобразительных искусств и дизайна Хартфордширского университета, на базе которого осуществляется подготовка арт-терапевтов. Как уже было отмечено, действующая здесь программа арт-терапевтического образования была открыта еще в 1975 г. Она изначально была составной частью университетской школы изобразительных искусств и дизайна и до сих пор интегрирована в структуру этого подразделения университета.

Руководителем программ арт-терапевтической подготовки Филиппой Браун нам были продемонстрированы прекрасно оборудованные помещения школы, в том числе, многочисленные мастерские для занятий керамикой, живописью, графикой, принтом. Все эти помещения могут быть использованы не только преподавателями и студентами, изучающими изобразительное искусство и дизайн, но и теми, кто изучает арт-терапию.

Действующая на базе Хартфордширского университета двухгодичная программа «магистр арт-терапии» требует от поступающих подтверждения развитых художественных навыков (представления портфолио художественных работ). Как и все аналогичные программы при британских университетах, данная программа отводит важное место практической стажировке, которая предполагает интенсивную работу студентов на разных клинических базах два раза в неделю в течение всего второго года обучения. При этом осуществляется двойная супервизия их работы – со стороны работающих в учреждении арт-терапевтов и иных специалистов лечебного профиля, а также в форме рефлексивной практики на материале практической работы – на базе университета и под руководством преподавателей с большим опытом практической деятельности.

В одном из занятий рефлексивной направленности, с обсуждением работы студентов, нам посчастливилось поучаствовать. Мы убедились в том, что такой вид подготовки действительно чрезвычайно полезен. Рассказывающие о своей работе студенты в большинстве случаев обнаружили не только развитые эмпатические навыки, но и способность описывать и анализировать свою деятельность. Практико-ориентированный формат подготовки, в сочетании с выраженной рефлексивной составляющей, формируют у студентов клиническую ответственность за клиентов, профессиональную самокритичность. Наше участие в сессии рефлексивной практики также было весьма полезным для понимания форм и технологий работы британских арт-терапевтов в медицинских, социальных и образовательных учреждениях. Затрагивались не только вопросы терапевтических отношений, но и то, что связано с процессуальными и технологическими аспектами деятельности, планированием и оценкой эффектов вмешательства.

Вместе с британскими студентами мы также приняли участие в практическом занятии, посвященном исследованию специфики профессионального и личностного восприятия арт-терапии и ее основного содержания британскими и российскими специалистами. Данное исследование было основано на создании художественных работ. В процессе последующего обсуждения выявились интересные различия. Они заключались в том, что британские студенты в подавляющем числе случае при создании рисунков акцентировали свое внимание на психотерапевтических отношениях, а также поддерживающей, фасилитирующей роли арт-терапевта. При этом российские участники занятия больше внимания уделили процессу творческого самовыражения. Несмотря на относительно ограниченное число участников данного эксперимента (13 человек с российской стороны и около 20 человек – с британской), выявленные различия показывают важное значение, придаваемое в процессе профессиональной подготовки арт-терапевтов в Соединенном Королевстве факторам поддерживающей среды и психотерапевтических отношений.

Во второй половине дня для студентов и преподавателей факультета арт-терапии мною были прочитаны две лекции. Одни из них была посвящена развитию арт-терапии в России, другая – использованию фотографии в контексте арт-терапии. Были представлены результаты российско-британского исследования роли фотографии в клинической практике и творческом самовыражении специалистов в области арт-терапии двух стран. Основное внимание в лекции было обращено на характеристику методологии и разных приемов работы арт-терапевтов с использованием фотографии.

Как одна, так и другая темы моего выступления вызвали значительный интерес. Задавались многочисленные вопросы, в том числе, касающиеся роли художников и клиницистов в развитии российской арт-терапии, теоретических, организационных и этических вопросов, системы подготовки кадров.

Для большинства присутствующих вопросы использования фотографии в арт-терапии представляли значительную новизну, поскольку в программах арт-терапевтического образования в Великобритании им не уделяется внимания, несмотря на стремительное развитие фототерапии и терапевтической фотографии, а также цифровых средств коммуникации.

Встреча с одним из ведущих британских экспертов в области танцевально-двигательной терапии, известным ученым, сотрудницей Хартфордширского университета Элен Пейн, позволила понять современное состояние и перспективы развития данного направления в Великобритании. С изложением программы и предварительных результатов своего исследования сначала выступила аспирантка профессора Пейн, Ючи Лин. Ее исследование, реализуемое на Тайване, посвящено изучению культурно-связанного внутреннего конфликта тайваньских женщин, часто лежащего в основе развития соматизированных депрессий, а также использованию телесно-ориентированных, танцевально-двигательных практик для его преодоления.

Затем профессор Пейн выступила с обзорной лекцией о разных типах исследований в области экспрессивных терапий, прежде всего, телесно-ориентированной и танцевально-двигательной терапии в Соединенном Королевстве. Были приведены примеры завершенных, выполненных в разные годы исследований, в ходе которых применялись разные исследовательские модели, начиная с «мягких», феноменологических, и заканчивая более строгими, количественными исследования, построенными в соответствии с требованиями доказательной медицины. К сожалению, примеров исследований такого рода, выполненных в Соединенном Королевстве, пока очень мало.

Основная часть занятия включала практическую работу на основе применения метода аутентичного движения. Э. Пейн строит свою работу с клиентами в основном с применением данного метода и прекрасно им владеет. Практическая часть занятия позволила отработать приемы феноменологического анализа опыта аутентичного движения, увидеть особенности реализации и специфические нюансы ведения сессии.

Важной деталью программы мероприятий на базе Хартфордширского университета явилась встреча с деканом факультета изобразительных искусств и дизайна Джуди Гласман. Она дала общую характеристику факультета и стратегии его развития, сделав акцент на ключевых отличиях образовательной, исследовательской и интерпренерской политики университета в новых исторических условиях. Факультет и университет в целом во многом являются образцом эффективного функционирования и динамичного развития высшего учебного заведения в условиях глобализации. Факультет реализует целый ряд международных образовательных и исследовательских проектов, работает с компаниями, государственными и муниципальными структурами, включая управление по здравоохранению и социальной помощи, принимает активное участие в планировании деятельности разных служб, ориентируясь на развитие бизнеса и человеческого потенциала, успешно конкурируя на рынке образовательных услуг.

Поездку группы российских арт-терапевтов в Лондон можно признать плодотворной. Она подкрепляет тот уровень сотрудничества, который достигнут в прежние годы, и открывает новые перспективы межкультурного и профессионального обмена.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Встреча смыслов. О ресурсном фестивале «Другая арт-терапия…»
    07.02.2019
    Встреча смыслов. О ресурсном фестивале «Другая арт-терапия…»
    Человек создает сценарий, или сценарий — человека? Как помочь клиенту написать сюжет, который будет исцелять, просвещать и преобразовывать жизнь? Как овладеть секретами драматерапии, пробудить жизненные силы с помощью клоунады, прикоснуться к скрытым ресурсам личности через просмотр кино? Эти загадки в течение трех дней разгадывали участники 5-го Всероссийского фестиваля «Другая арт-терапия: кино-, драма-, клоун-...». В первый день мы пригласили гостей на Киностудию «Ленфильм» — всемирно известную студию со 100-летней историей, имя которой с детства знакомо каждому российскому психологу...
  • Танец, музыка и театр в гостеприимном пространстве арт-терапевтического фестиваля
    08.02.2017
    Танец, музыка и театр в гостеприимном пространстве арт-терапевтического фестиваля
    5 февраля «Психологическая газета» вновь собрала психологов, психотерапевтов, арт-терапевтов и людей искусства на традиционном зимнем психологическом фестивале (два предыдущих фестиваля были посвящены песочной терапии и куклотерапии). За новыми техниками, идеями и личным опытом приехали на Всероссийский психологический фестиваль «Арт-терапия: танец, музыка, театр» в Санкт-Петербург 243 специалиста из разных городов нашей страны...
  • Работа с детьми, пострадавшими от коммерческой сексуальной эксплуатации
    27.07.2021
    Работа с детьми, пострадавшими от коммерческой сексуальной эксплуатации
    Чтобы у ребенка появилась мотивация прекратить участвовать в коммерческом сексе, важно помочь ему преодолеть завесу молчания, вернуть чувство собственной значимости, увидеть цели в жизни и сформировать адекватные модели взаимодействия с окружающими...
  • Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    11.06.2021
    Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    Четыре дня Санкт-Петербургского саммита психологов были наполнены мастер-классами и лекциями, дискуссиями и беседами специалистов. 96 мастерских состоялись в пяти аудиторных, двух онлайн и одной смешанной (офлайн и онлайн) параллелях…
  • Саммит психологов как факт рождения постсоветского профессионального сообщества
    04.06.2020
    Саммит психологов как факт рождения постсоветского профессионального сообщества
    Саммит психологов всегда был масштабной встречей в городе на Неве. Но в условиях пандемии и карантинных мер Саммит состоялся онлайн и, по словам проф. Бориса Братуся, стал «свидетельством действительного рождения постсоветского психологического сообщества»...
  • О преодолении последствий травматического опыта детей
    14.04.2020
    О преодолении последствий травматического опыта детей
    Есть непосредственные травмы, которые можно выделить как события: нападения, катастрофы, острый развод родителей, потеря близких. Если ребенок живет в семье, где он подвергается жестокому обращению, я также отношу это к травматическому опыту...
  • Что делать? Руководство для родителей в период карантина
    03.04.2020
    Что делать? Руководство для родителей в период карантина
    В условиях карантинных мер дети и взрослые проводят вместе дни напролет. Как организовать жизнь семьи в новых условиях? Практические рекомендации предлагает главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Вера Абраменкова...
  • Компания «Иматон»: 30 лет практической работы и 3 дня фестиваля
    13.02.2020
    Компания «Иматон»: 30 лет практической работы и 3 дня фестиваля
    VI Всероссийский фестиваль практической психологии «Где дни облачны и кратки...» состоялся в Санкт-Петербурге 6 - 8 февраля 2020 года. В фестивале приняли участие 400 психологов из России, Швейцарии, Германии, Финляндии, Эстонии, Литвы, Великобритании...
  • «Искусство любви»: интервью психолога Кита Лоринга
    23.01.2020
    «Искусство любви»: интервью психолога Кита Лоринга
    «Необходимо создание безопасной среды, в котором человек может выдерживать свою уязвимость и с уважением относиться к полученным в детстве ранам. Требуется огромное мужество, чтобы снова почувствовать себя маленьким, когда ты уже сильный и большой...»
  • «Для настоящей близости нужна взаимная уязвимость»
    18.11.2019
    «Для настоящей близости нужна взаимная уязвимость»
    Тот, кто может повесить ярлык, отнестись с презрением или стигматизировать, в этот момент переполнен разными чувствами, к которым не готов. Если рядом будет кто-то, кто поможет ему осознать эти чувства, встретиться с ними, выдержать их, пережить, это поможет. Этим человеком может быть психолог. Если некто ранее находился под влиянием людей, которые подвержены предрассудкам и отвергают других, то это становится своеобразным интроектом, встроенным в психику, автоматической, неосознанной реакцией...
  • Другая арт-терапия. Темы и адреса Фестиваля
    21.11.2018
    Другая арт-терапия. Темы и адреса Фестиваля
    Немногим больше 2 месяцев осталось до проведения 5-го Всероссийского психологического фестиваля «Другая арт-терапия: кино-, драма-, клоун-...», который состоится в Санкт-Петербурге 3 — 5 февраля 2019 года. Фестиваль соберет участников на Киностудии «Ленфильм» — всемирно известной студии со 100-летней историей, имя которой с детства знакомо каждому российскому психологу! 3 февраля прозвучат векторные доклады — признанные эксперты направят прожектор внимания аудитории на общие актуальные темы...
  • Ложь, воровство и отказ от посещения детского сада
    13.06.2018
    Ложь, воровство и отказ от посещения детского сада
    Порой поведение детей может шокировать родителей, которые не предполагали, что их ребенок может врать, красть или отказаться ходить в детский сад. Что делать, если это происходит, как помочь, а не навредить? О краткосрочных методах психокоррекции дезадаптивного поведения дошкольников рассказывает Ирина Леонидовна Коломиец - кандидат психологических наук, медицинский психолог, гештальт–терапевт, доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»