16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024
«Я хочу поделиться своим опытом сотрудничества с крупными компаниями и показать, как психолог может успешно работать в сфере бизнеса»

Предлагаем Вашему вниманию интервью с Олафом Хауэром, который на VII Саммите психологов «Технологии успеха» (1-3 июня 2013 года) представит свой доклад «Лучшее, что может дать психолог бизнесу. 25 лет коучинга в Германии, Китае и России: «BMW», «BBC», «Сколково», «Сбербанк» и проведет мастер-класс «Фасилитация как эффективный инструмент организационного развития». Олаф Хауэр  - психолог (выпускник факультета психологии ЛГУ), тренер, коуч, управляющий партнер компании «iNTG» (управление организационными изменениями), бизнес-консультант с опытом управления организационными изменениями свыше 20 лет.

- Олаф, Вы получили образование в России. Почему Вы выбрали нашу страну?

- Я родился в Восточной Германии, которая в советские времена имела тесные связи с СССР. В элитной гимназии я был отличником и всегда очень быстро воспринимал новую информацию. В то время перед лучшими учениками открывалась перспективная возможность продолжить образование за границей. Учительница сказала мне, что имеет смысл отправиться учиться в Россию, если хочу стать врачом. Мне понравилась эта идея, ведь пропаганда твердила о том, что СССР – самая передовая страна социалистического лагеря. Я поехал, правда, поступил учиться не на медика, а на психолога, в Ленинградский университет, хотя ничего не знал об этой профессии и у меня были только свои представления о вашей стране. Когда я оказался в Ленинграде, я пережил культурный шок. У нас в Восточной Германии было все хорошо с продуктами, а в Ленинграде меня встретили пустые полки. Бытовая жизнь отнимала много времени и энергии. Я с трудом мог принять и понять этот факт. При этом советские студенты были начитаны и образованы, они очень хорошо знали и могли даже цитировать Пушкина, Достоевского... В течение трех лет моей пятилетней учебы этот разброс между высокой культурой и отсутствием нормальной бытовой жизни не укладывался в моей голове. Однажды моя подруга из Боливии сказала мне очень мудрую вещь: «Олаф, ты можешь до конца учебы бесконечно возмущаться, портить нервы себе и окружающим или можешь смириться с этим и жить спокойно». В результате я переключился и решил сознательно обращать внимание только на хорошее в моей студенческой жизни и принимать то, что есть. И это очень облегчило мне жизнь.

- Что было ценным в советской системе образования?

- Я был немного разочарован тем, что СССР существовал в информационном вакууме – студенты не могли познакомиться со многими научными западными публикациями. Зарубежной науки, можно сказать, не существовало - кроме критических отзывов о ней советских авторов. При этом я могу назвать несколько имен советских психологов и педагогов, которые стали для меня значимыми. Впоследствии их труды пригодились мне в практической работе: Дмитрий Николаевич Узнадзе, который создал теорию установки, Лев Семенович Выготский, Петр Яковлевич Гальперин, педагог Антон Семенович Макаренко. К моему счастью, Ленинградский университет уже тогда отличался большей степенью практического интерактивного обучения, чем столичный. Например, в Ленинград приезжал немецкий ученый Манфред Форверг, который проводил очень продуманные и структурированные социально-психологические тренинги поведения: сначала «Основы ведения партнерской беседы в проблемной или сложной ситуации», потом – методический курс, а впоследствии – обучал самостоятельному ведению тренингов. Это была первая и единственная подобная программа в СССР. Даже сравнивая ее с существующими сейчас программами тренинга в России и за рубежом, мы с моей коллегой Людмилой Мургулец находим эту программу наиболее практической и эффективной, поэтому постоянно к ней возвращаемся.

Кроме того, я получил массу уникальных впечатлений, отправившись летом с однокурсниками в стройотряд. У меня была возможность поехать с другими студентами-иностранцами в Кисловодск, но я хотел выучить русский язык, посмотреть страну и узнать ее лучше. Поэтому я специально напросился в обычный стройотряд, где работали только советские студенты. Для меня было просто откровением, когда я увидел, как живут люди в деревнях, увидел совсем простой быт и то, что, оказывается, люди до сих пор достают воду из колодца!

Это произвело на меня большое впечатление. Мы ночевали в бараке, который сами себе построили, и работали на природе. Наша группа занималась строительством – укрепляла дорогу,  расставляя столбы по ее краям. Я не понимал, почему все они поставлены как попало, меня выводила из себя неаккуратность, поэтому решил выровнять их один за другим. Я взялся за работу, поставил все столбы очень ровно и был сам доволен, и были довольны мои друзья. Прекрасный пример советско-немецкого сотрудничества! Во время нашей работы в стройотряде возникла и укрепилась настоящая студенческая дружба, которая длится до сих пор. И я очень благодарен судьбе за то, что практика моей жизни и работы в коллективе началась в России!

- Как Вам удалось интегрировать полученные знания для работы на западе?

- После возвращения 6 лет я работал научным ассистентом в институте психологии университета г. Йена. В течение первого года я стал активно нарабатывать практический опыт, которого мне не хватало в СССР. В конце 1987 года я окончил свое дополнительное обучение и стал лицензированным социально-психологическим тренером. Сначала я только помогал проводить социально-психологические тренинги для руководителей крупного завода, который находился в этом городе, а затем начал вести их самостоятельно. Это было удивительно – в 25 лет я уже проводил тренинги для тех, кому было около 40 лет! Думаю, меня воспринимали всерьез, в первую очередь, потому, что видели эффективность деятельности – я обладаю системным мышлением и всегда могу показать человеку путь от А до Я, могу управлять процессом продвижения к цели, корректировать его и делаю свою работу корректно по отношению к людям.

Одновременно я работал над своей кандидатской диссертацией, изучая так называемые естественные группы. Оказывается, она стала новым словом в науке – я систематизировал все модели, объясняющие развитие естественных и тренинговых групп и создал свою собственную классификацию, а кроме того разработал свою модель объяснения феноменов группового развития.

- Когда сменился политический строй, что помогло Вам начать предпринимательскую деятельность?

- В первую очередь, к предпринимательству меня мотивировала необходимость содержать семью – у меня родился сын и я понял, что пришла пора уйти из университета и предлагать свои услуги свободному рынку. И тут в мою судьбу вмешался случай - когда стала ломаться машина, появилась мысль купить новую. Человек, который чинил мою машину, спросил: «Почему ты не покупаешь «BMW»? Начни зарабатывать и купи ее». Такая мысль сначала показалась мне дикой, потому что машина этого класса была очень дорогой и полностью выходила за рамки моего бюджета. Но мой механик подал мне идею, что теоретически, как и любой человек, я мог бы обладать машиной знаменитого бренда «BMW». Я принял ее с ограничениями – да, возможно, я могу позволить себе купить в кредит подержанную машину «BMW». И когда я теоретически допустил эту возможность, мои представления расширились, и я стал оценивать возможности приобретения машины, которые до этого просто не приходили мне в голову. Я пошел в дилерский центр «BMW» в нашем городе, где встретил знакомого, который там работал. Он мне объяснил, как даже мне можно купить абсолютно новую машину. И в мае 1992 года, еще работая научным ассистентом в университете, я приобрел в кредит свою первую машину «BMW». Все мои коллеги были потрясены, а я был на седьмом небе от счастья и удовольствия за рулем!

Через своего приятеля в дилерском центре я познакомился с представителями компании «BMW» и узнал, что компании срочно нужен восточно-немецкий тренер, который мог бы помочь развивать дилерскую сеть в Восточной Германии. Тут пригодился и мой опыт учебы в СССР, поскольку руководство компании подумывало о дальнейшем развитии дилерских сетей в России. Так я получил не только новую машину, но и хорошую работу. Дальше моя карьера складывалась как бы «сама собой».

- Получается, что слова Вашей учительницы, которая предложила вам поехать в СССР, очень многое определили в Вашей карьере!

- Да, это так и, оглядываясь назад, я сам удивляюсь этому. Я проработал как фрилансер для компании «BMW» около 17 лет и мне часто приходилось бывать в России по делам компании: для обучения владельцев, генеральных директоров дилерских центров, руководителей департаментов, а также для разрешения конфликтов, которые возникали в дилерских центрах. Сначала я работал в Восточной Германии, а потом во всей Германии, в России и  Хорватии. Как международный мастер-коуч я провел 4 года в Китае. Мои коллеги вспомнили мой опыт учебы и работы в России и в других странах Восточной Европы.

Летом 2008 года я пришел к выводу, что мне больше не интересно работать в автомобильной индустрии, что хочу заниматься развитием организаций и людей в более широком плане. И я выбрал для себя Россию.

- А почему именно Россию?

- Мне захотелось начать новый этап моей карьеры в новой стране. Я уже много лет работаю за границей, мне это нравится. Кроме того, мне нравится изучать и говорить на чужом языке. После того, как я четыре года работал и жил в Китае, было бы логично остаться там и продолжить своей бизнес. Однако там я при любом раскладе был чужим, а в России я уже был своим. Россия мне близка, ведь я не только учился здесь, но и часто бывал впоследствии. Поэтому мы с моей коллегой Людмилой Мургулец в 2010 году создали команду «iNTG», которая сфокусирована на развитии людей и организаций, что делается, в основном, через работу с командами. Мы работаем с компаниями, которые нуждаются в сопровождении изменений и формировании команды. В принципе то, чем мы занимаемся, можно определить как коучинг управленческих команд, включая международные.

Мы сотрудничаем с такими крупными международными компаниями, работающими на российском рынке, как «JTI» и «Novartis”, с компаниями «Пит-продукт», «Tikkurila”, Jensen Group. Цель «iNTG» в том, чтобы помочь руководителям компаний добиться коренных изменений в организации через людей. Тут нужны открытость, смелость, уверенность, навыки коммуникации и лидерства, дисциплина и терпение для последовательного внедрения долгосрочного плана действий. Это позволит реализовать проект от начала до конца.

- Как именно Вы работаете?

- Многое зависит от того, какая цель поставлена руководством компании. По срокам наши проекты могут продолжаться от 1 до 3 лет. Наиболее длительная работа связана с изменением ценностей, поскольку ментальность меняется медленнее всего. Начинаем свою работу мы всегда с диагностики – анализируем ситуацию, которая существует, выявляем проблемы и ищем возможное решение вместе с владельцами и топ-менеджерами компании. Мы проводим фасилитированную, то есть целенаправленно управляемую групповую сессию. Участники сами определяют ключевые проблемы, а затем находят их решения. После этого они под нашим руководством разрабатывают план действий. При необходимости мы готовим внутри компании группу фасилитаторов, то есть, профессиональных ведущих дискуссии, которые впоследствии будут продолжать внедрение изменений. Иными словами, мы готовим своего рода актив изменений. Конечно, мы сопровождаем их деятельность, проводя групповой коучинг. Как правило, внутри проекта нужно провести и тренинги, дать людям дополнительные знания и навыки. У нас большой опыт реализации международных проектов, то есть, мы знаем, как именно добиться той цели, которая должна быть достигнута. Особенно помогает опыт, полученный мною в работе для «BMW” в разных странах.

- У Вас огромный опыт работы в сфере бизнеса и Вы сталкивались за эти годы с самыми разными ситуациями. Что для Вас представляло наибольшую сложность?

- Это хороший вопрос. Сложнее всего было понять ценности и подходы, существующие в другой культуре, и принимать их с уважением. Например, я ехал в Китай с определенными ожиданиями, которые не оправдывались. Мне пришлось абстрагироваться от собственного опыта и знаний, избавиться от своих немецких стереотипов и стать как можно более нейтральным, чтобы принять новый опыт. Нужно было спокойно выслушивать людей, присматриваться к их опыту, интересоваться тем, почему они делают так, а не иначе. Я отказался от установки, что я знаю, как должно быть, и стал задавать людям вопросы о том, как они делают что-то и что ими движет. В результате мне стало гораздо легче внести свой вклад, а главное – люди были теперь готовы слушать меня, так как я слушал их. После того, как я задавал вопросы, полученные ответы помогли мне увидеть совершенно иную картину – другой способ бытия, другое восприятие мира. Я понял, что Китай – это не просто очередная развивающаяся страна, которая стремится к западному уровню развития, а совершенно другая культура, которая всегда будет другой, она всегда будет развиваться особым образом, существовать по своим законам. Поработав на российском рынке, я сталкиваюсь с тем же явлением – культура российского бизнеса иная, чем немецкая, у нее собственный потенциал и логика развития. Хотя должен заметить, что иногда российская бизнес-культура мне чаще напоминает китайскую, чем немецкую. И поэтому, вспоминая опыт работы в стройотряде, здесь мне тоже очень хотелось бы ровно поставить «столбы»…

 - На саммите психологов «Технологии успеха», который состоится в Санкт-Петербурге 1-3 июня, Вы будете делать доклад и проводить мастер-класс для специалистов. Скажите, пожалуйста, пару слов о том, что Вы планируете рассказать коллегам.

Я психолог по образованию и хочу поделиться своим опытом сотрудничества с крупными компаниями, показать, как психолог может успешно работать в сфере бизнеса. Часто бизнесмены, особенно те, кто имеет техническое образование, упускают, что можно более эффективно управлять бизнесом, грамотно используя человеческий фактор. Задача психолога – раскрыть собственникам и руководителям бизнеса новые для них возможности человеческого капитала. Я хочу представить коллегам инструменты и подходы, которые помогли мне, и которыми они могут воспользоваться для того, чтобы увеличить эффективность своей работы и сделать ее финансово более успешной.

Беседовала Юлия Смирнова

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»