18+
Выходит с 1995 года
19 ноября 2025
Право на несчастье

 «У каждого человека есть неотъемлемое право на несчастье»

      фильм "Амели"

Фройд говорил, что задача психоанализа состоит в том, чтобы сделать из невротика обычного несчастного человека. То есть, целью анализа является не корректировка неполадок и не достижение внутренней гармонии и целостности (сегодня этот товар уже никому не нужен и пылится на полках церквей и психологических центров). Адаптация к реальности уже мало кого интересует: современный человек, наоборот, стремится обнаружить те несовпадения между собой и миром, те трещины, которые и формируют его в качестве самостоятельного субъекта. Всё чаще люди обращаются к психоаналитикам вовсе не для того, чтобы избавиться от несчастья и обрести гармонию (с этим нехитрым делом даже церковь неплохо справляется), они хотят, как раз, другого: они хотят, чтобы их несчастье было признано, удостоверено в качестве того, что делает их индивидуальностью. «Я не могу найти своего места в мире» или «Посмотрите, ни один мужчина не выдерживает моего характера», или «Я страдаю так, к никто другой не страдает». Несчастье становится не предметом жалобы или просьбы о помощи, а запросом о признании и требованием индивидуальности.

«Счастье» – как можно заключить из самой структуры слова – предполагает частичность; счастливый человек является частью чего-то, участвует в чём-то, с-частливый человек – это частность. Иными словами, счастье всегда коллективно, как большая голливудская мечта, и только в переживании несчастья человек может обрести свою уникальность: все счастливые люди похожи друг на друга, каждый несчастный человек - несчастлив по-своему, если перефразировать другого классика. Исторический парадокс состоит в том, что самые счастливые люди живут в самых тоталитарных государствах, закрытых обществах, в жёстких религиозных или идеологических системах. Счастливы, как правило, те люди, которые несвободны. Нельзя не согласиться с философами в том, что счастье - это последнее прибежище рабов, поскольку у них не ничего другого, им больше ничего не остаётся, как слиться воедино со своими цепями, порядком, стабильностью и буквой закона.

Поэтому именно несчастье стало востребованным сегодня в качестве означающего индивидуальности; действительно, в усреднённом мире кукол Барби и «белых воротничков» мало кто может позволить себе иметь серьёзный невроз - это удел настоящих личностей. Современный субъект всё больше хочет отличаться от глянцевого мира буржуазного счастья, в котором у тебя просто нет своего места, а любая проблема излечивается ещё до того, как она возникает: слава страховой медицине! Индустрия лекарств становится двигателем науки: чем больше таблеток они выпускают - тем больше болезней появляется в справочниках, от потребителей требуется лишь молча глотать пилюли, быть счастливыми и не высовываться. «Все должны быть счастливы» - таков лозунг современного тоталитаризма. Эта буржуазная попытка «бутылкой колы загнать человечество к счастью», дать каждому протез гармонии и пилюлю счастья - не оставляет никаких шансов для чего-то человеческого. Быть человеком, а не пластиковой куклой - значит быть несчастным.

Неудивительно поэтому, что несчастье стало такой редкостью и такой роскошью, и люди так к нему стремятся, так старательно возделывают его во внутренних угодьях своей души и не подпускают к нему ретивых психологов и «дай-вылечу» социальных работников. И психоанализ, через более чем сто лет, остался чуть ли не единственным и привилегированным методом самопознания, подходящим далеко не для всех. Ведь он, один из немногих, признаёт индивидуальность каждого человека, а не бросается тут же помогать, лечить и вгонять человека в трафареты буржуазной нормальности. А признаёт несчастье таким, каково оно есть. Будем исходить из того, что если человек несчастлив - значит это ему для чего-то нужно. То есть, задача анализа не в том, чтобы бросаться корректировать неполадки, вписываясь в буржуазную систему оказания пси-услуг, а в том, чтобы проявить уважение к самому ценному, что создал для себя человек - к его несчастью.

Несчастье сегодня приобрело совершенно иной статус, нежели тот, который был у него пару веков назад. Страдание становится привилегией элиты. И каждый невротик это отлично понимает, поэтому и не желает от него избавляться, считая несчастье меткой своей самобытности. Фройд же говорит о принятии несчастья как об обычной судьбе человека, то есть о том, что несчастье должно утратить свой привилегированный статус: нужно не устранить самую ценную нехватку в жизни человека, а сделать её его опорной точкой. Вернуть человека к тому расщеплению между судьбой влечений и психической реальностью, на которое он, в конечном счёте, жалуется и которое несёт как своё знамя. Расщепление, которое является источником его субъективного становления.

Психоанализ возвращает человеку вопрос о его несчастье, подобно тому, как это делает один из героев фильма «8 ½» Феллини. Гвидо попадает на аудиенцию к кардиналу, который в это время парится в бане, открывается окно, через которое он может увидеть святого отца, и обращается к нему с жалобой: «Почему я так несчастен, святой отец?», на что тот даёт ему вполне психоаналитическое толкование. «А кто тебе сказал, что ты должен быть счастлив?» - спрашивает его кардинал и неожиданно заканчивает аудиенцию, оставляя героя в полном недоумении. Действительно, встреча с несчастьем позволяет человеку встретить свою нехватку, а значит, и понять своё желание. Почувствовать себя субъектом желающим и совершающим поступки. Ведь действовать может только несчастный человек, претерпевающий лишения, отчуждённый и потерянный, тогда как счастливец, у которого объект наслаждения лежит в кармане, почивает на лаврах психоза. Встретить самое человеческое в себе можно лишь в ситуации несчастья. Поэтому нужно быть очень внимательным и бережно относиться к своему несчастью; иной раз, это самое ценное, что есть у человека.

Дмитрий Ольшанский

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Любовь к психоанализу длиною в четверть века
    13.11.2025
    Любовь к психоанализу длиною в четверть века
    Д.Л. Бекер: «Это общая тенденция: культ непрофессионализма, начетничества, шапкозакидательства. Это общий процесс, но в нашей профессии он выглядит устрашающе».
  • Обломов, или Тюрьма любви
    08.11.2025
    Обломов, или Тюрьма любви
    «Гончаров лучше любых педагогов видит опасности неограниченной родительской любви, рая Обломовки, оборачивающегося сладкой липкой бездной, где навсегда вязнет герой, и ужасом обломовщины».
  • История «Большой науки» в «малой» истории С. Шпильрейн
    07.11.2025
    История «Большой науки» в «малой» истории С. Шпильрейн
    «…в диссертации соединились взаимоисключающие, как казалось тогда, и кажется некоторым сегодня, методологические установки — психоаналитическая "презумпция осмысленности" речи душевнобольных Фрейда — Блейлера и феноменологический анализ переживаний К. Ясперса».
  • Современный психоанализ: смена парадигмы развития
    03.09.2025
    Современный психоанализ: смена парадигмы развития
    «Предлагаемое расширенное определение психоанализа включает теорию, метод и сеттинг».
  • Сказка — ложь, да в ней намек
    25.07.2025
    Сказка — ложь, да в ней намек
    «…мы поговорим о сказках как о чистейшем выражении коллективного бессознательного человечества и попытаемся понять некоторые базовые феномены человеческой психики».
  • Методологический смысл психологического схизиса
    04.07.2025
    Методологический смысл психологического схизиса
    Ф.Е. Василюк: «Если бы ситуация определялась острым противоборством, столкновением сторон, попыткой сломить сопротивление друг друга и перекроить всю психологию по-своему, это было бы драматично и... плодотворно».
  • Открытые раны депрессивных состояний
    05.06.2025
    Открытые раны депрессивных состояний
    «Депрессивный человек идентифицирует свой опыт жизни — как прошлый, так и настоящий — в виде негативных, фиксированных и не поддающихся рационализации мысленных конструкций, не позволяющих проявлять конструктивно-оптимистичные мысли и действия».
  • Парадоксы феномена пограничности
    03.04.2025
    Парадоксы феномена пограничности
    «В процессе терапии психоаналитики отмечают сложности в установлении рабочего альянса, необоснованные демонстрации подозрительности и агрессивности, рассогласованность когниций, аффектов и телесности».
  • Вера как акт, опыт, переживание
    27.03.2025
    Вера как акт, опыт, переживание
    «Страдание не может быть избыто, с ним нельзя ни примириться, ни его полюбить, но мы видим, что оно постоянно забывает о самом себе и, будучи исполнено, является под другими именами, каковы — ждать, любить, надеяться».
  • Психодинамический взгляд на нервную анорексию
    11.03.2025
    Психодинамический взгляд на нервную анорексию
    «Учет психодинамических механизмов в развитии нервной анорексии помогает не только наладить доверительный контакт с пациентом, но и позволяет разорвать порочный круг патогенеза психопатологических процессов».
  • За гранью, на грани: проблематика психоаналитического процесса с «пограничными индивидами»
    20.02.2025
    За гранью, на грани: проблематика психоаналитического процесса с «пограничными индивидами»
    «…исследование переноса-контрпереноса, механизмов психологической защиты и сопротивления, разворачивающихся в терапевтических отношениях между пограничным индивидом и психоаналитиком, приводит к … формированию новых способов существования во взаимоотношениях».
  • А.Г. Асмолов: «Бог умер», «Человек умер» — Кто Жив?
    17.02.2025
    А.Г. Асмолов: «Бог умер», «Человек умер» — Кто Жив?
    «…мы, антропологи, психологи, психоисторики, психоаналитики, найдем смыслы, чтоб сделать так, чтобы сложность человека, понимание мира человека, достоинство человека стали самым главным».
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»