На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:

«Телефон доверия для детей и подростков - путь к успеху, длиною в 12 лет»

Основным фактом человеческого существования является диалог между человеком и человеком, основанный на признании его Я и на готовности слушать, а главное, слышать и отвечать другому человеку. Именно диалог является основной формой работы в телефонном консультировании – психопрофилактической работе, социально-терапевтической помощи, адресованной лицам, находящимся в кризисном состоянии.

В Республике Башкортостан Телефон доверия впервые начал свою деятельность в конце 90-х годов прошлого века на базе Службы семьи, который находился по адресу: г. Уфа ул. Комсомольская 27. В отличие от зарубежных волонтерских Телефонов доверия, наша телефонная служба психологической помощи была профессиональной. В качестве консультантов работали врачи-психиатры, психотерапевты, психологи, например психотерапевт-суицидолог М.В. Возовой.

Население города обращалось за помощью к специалистам Телефона доверия по семейным проблемам, неразделенной любви. Звонков по детско-родительским отношениям было намного меньше. Основную часть обратившихся на Телефон доверия составляло взрослое население.

С 2001 года Телефон доверия начал свою деятельность в медико-психологическом центре «Подросток». Перед руководством центра была поставлена задача организовать службу и провести обучение консультантов Телефона доверия. Обучающие курсы проводила опытный психолог Службы семьи Одинокова Наталья Владимировна. Также в этот период были разработаны система ведения документации, кодификатор проблем.

Один из ветеранов Телефона доверия Татьяна Николаевна Филиппова начинала свою деятельность консультанта еще в Службе семьи, а с 2001 года продолжила в МПЦ «Подросток». На ее плечи легли организационные вопросы и проблема супервизии. В 2002 году консультанты ТД участвовали во Всероссийской конференции Телефонов доверия, организованной РАТЭПП. На конференции обсуждались вопросы внедрения единого кодификатора, организации рекламы, организации курсов повышения квалификации, работа с «зависающими абонентами». В 2002 году Телефон доверия МПЦ «Подросток» стал членом РАТЭПП.

Первые консультанты Телефона доверия вот как рассказывают о том времени: «Когда мы начали работать, проблемы абонентов были безграничные, была представлена вся палитра общества, все слои. Телефон доверия был островком надежды для одинокой души в океане огромного города. И эти драмы внутренние, неизвестные никому оказывались видны сотрудникам Телефона доверия… Ощущение миссии и счастья».

«Необычный», «небанальный», «невероятный» – такими эпитетами награждали тогда Телефон доверия в СМИ. Многие консультанты первого Телефона доверия ушли из отдела через год-полтора. Кто-то оставался на полставки, уходил и возвращался или принимал более заманчивые предложения. Причиной таких явлений были усталость или желание специалистов расширить профессиональные возможности. Неуверенность, вызванная нехваткой специальных знаний и навыков работы, сочеталась с пока еще неистребимым желанием помогать всем и ощущением своей миссии.

Неслучайно в начале 2000-х годов Телефон доверия жители Уфы называли «Службой доброты». Работа телефонного консультанта описывалась как «напряженная, ответственная, без права на ошибку». Чаще всего недостаток доброты и нежелание щадить друг друга повинны в экстремальных состояниях. Вывести людей из кризиса проявляя чуткость, великодушие, стало основной задачей консультантов Телефона доверия. Наиярчайший пример, когда без любви профессия просто не может состояться – это Зарецкая Маргарита Ивановна, не только консультант, но и человек с большим сердцем или Яковлева Татьяна Алексеевна, которая большую часть своей жизни посвятила воспитанию и образованию молодежи, опытный педагог и наставник, помогающий человеку преодолеть кризисную ситуацию. Они открыты и для сострадания, и не жаль им никаких усилий, интересов, забот, они готовы подавить собственные эмоции, изменить свой характер, чтобы стать невидимым другом тем, кто ищет помощи.

Любая деятельность в начале пути  предполагает ошибки. Конечно, они были и у наших консультантов. Идеализация и иллюзия всемогущества, желание помогать обрастает долженствованием – не только хочу, но и должен, обязан помогать, принимать, понимать … всех, всем, всегда! Преодоление этих иллюзий предполагало путь взросления - в рамках всего направления, отдельной службы, отдельного консультанта. Продолжается осмысление функции Телефона доверия и принципов этой работы. Так, если вначале совет доброго собеседника был одной из основных ипостасей консультанта, то в дальнейшем подчеркивается, что консультанты не дают прямых советов, более того, что сотрудник не имеет права задавать вопросы: он должен знать ровно столько, сколько ему пожелает сообщить собеседник. Он уже - не «сама доброта», не предельная открытость для сострадания, отказывающая себе в своих интересах, эмоциях, характере, ради победы в борьбе с чужой бедой. Консультант должен полностью «обнулиться», освободиться от своих жизненных установок и принять абонента таким, какой он есть. Мастерство специалиста в том и заключается, чтобы суметь с первой же минуты стать тем воображаемым собеседником, которого ожидают услышать и стать тем самым экраном для проекций, по правилу абстиненции, о котором писал Фрейд.

В настоящее время на Телефон доверия городского центра психолого-медико-социального центра «ИНДИГО» часто обращаются люди в разных ситуациях: кто-то пережил или переживает горе, кто-то  с суицидальными мыслями, идеями, высказываниями, с проблемами детско-родительских отношений, супружескими проблемами, учебными, проблемами зависимостей (чаще всего близкие наркоманов, алкоголиков), любовными проблемами, люди переживающие чувство одиночества. Рядом с опытными педагогами-психологами работают молодые – выпускники вузов, перенимая бесценный опыт у старшего поколения.

Педагоги-психологи  Телефона доверия, пытаясь понять свою роль, определили целый список ипостасей своей профессии: они же и «ухо, контейнер, спаситель, приемник эвакуированных чувств, советчик, жилетка, диспетчер информационной службы, утешитель, опора, оппонент, собеседник, обездвиженная публика, мама, папа, другие родственники, приятель, оформитель, системщик, структуратор, консультант по разным вопросам».

Как и в прошлые годы, Телефон доверия – пионер в области освоения новейших технологий для оказания экстренной психологической помощи. С 2012 года на базе отдела «Телефон доверия» проводятся онлайн-консультации в сети интернет. Доступность и популярность интернет-технологий увеличивают возможности доступа населения к психологической помощи. Мы поставили перед собой вопрос: «Возможно ли в условиях интернета действенно осуществить психологическую работу»?. Помочь человеку в интернете, суметь психологически поддержать, найдя для этого нужные слова и формы работы с ним, - не такая простая работа, как кажется на первый взгляд. Иногда, от профессиональной корректности работы психолога-консультанта, от его умения и желания оказать помощь, зависит очень многое в жизни клиента, использующего психологическую консультацию в сети интернет как последнюю надежду в решении наболевших проблем. Когда человек обращается к интернет-психологу, он «входит» в особое психологическое пространство - безопасное, способствующее увеличению его внутреннего личностного потенциала, его самораскрытию. Ведь именно в этих условиях человек находит выход из сложных жизненных обстоятельств, принимает нужное решение, понимает и осознает свои эмоции, обретает внутреннее спокойствие и веру в свои силы.

С начала открытия в Уфе Телефона доверия прошло 12 лет, казалось бы, не так и много для одной человеческой жизни. Но сколько людей, судеб коснулась участие консультантов Телефона доверия. И вот приходит новое, молодое поколение психологов Телефона Доверия - и снова ощущение миссии и счастья.
 
Лилия Минигареевна Мазитова
– заместитель директора по психолого-педагогической работе муниципального бюджетного учреждения Городской центр психолого-медико-социального сопровождения «ИНДИГО», город Уфа.


Комментарии участников клуба

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо войти в Клуб под своим именем. Если у Вас ещё нет учётной записи в Клубе, Вы можете зарегистрироваться.